Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №24/2009

Участие в международных конференциях — важный этап в самообразовании учителя английского языка

‘Coming together is a beginning. Keeping together is progress. Working together is success.’

Henry Ford

Собраться вместе – это только начало.

Держаться вместе – уже прогресс. Работать вместе – ключ к успеху.

Генри Форд

Известный американский предприниматель Генри Форд прав том, что успех приходит к людям в совместной деятельности. Мне, учителю английского языка средней школы, не раз довелось убедиться в справедливости этих слов. Особенно после участия в работе трёх международных конференций, проводимых ассоциациями преподавателей английского языка – SPELTA (апрель 2009), NATE (июнь 2009) и MELTA (сентябрь 2009).


Вице-президент MELTA О.Ю.Болтнева выступает на конференции в Санкт-Петербурге 11 апреля 2009 г. В президиуме зарубежные эксперты: Эрик Джонсон, Джон Скафиди и Серафима Геттис

Сначала было непросто отважиться на первый шаг и отправить краткое изложение своего выступления организаторам конференции. Но дальше было проще. Помогали более опытные коллеги, с которыми мы провели два дня в Санкт Петербурге. Здесь с 11 по 12 апреля одна из старейших ассоциаций SPELTA (Санкт-Петербургская ассоциация преподавателей английского языка) провела свою 30-ю конференцию, посвящённую методам преподавания языка и оценивания знаний, полученных учащимися. Мне эта тема особенно близка. С начала учебного года мы с учениками нашей школы приступили к работе над исследовательским проектом, а после его защиты решили поделиться полученными результатами с коллегами и выслушать их мнение. Такая возможность была предоставлена организаторами форума. Помимо своего выступления на тематической секции и отзывов на это выступление, запомнились пленарные заседания, на которых прозвучали следующие темы: “Поколение миллениума” (Серафима Геттис, США), “Обучение навыкам письменной речи в условиях глобализации” (Джон Скафиди, США), “Обучение межкультурной толерантности” (Михаил Морозов, Санкт-Петербург). Далее в работе на секциях опытные зарубежные лекторы, преподаватели высших учебных заведений, а также молодые учителя средних школ продолжили обмен опытом. Итоги этой работы подтвердили слова президента SPELTА, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, Татьяны Ивановой, которая в приветственном письме участникам 30-й конференции говорила о том, что она высоко ценит работу ассоциации по поддержке преподавателей, стремящихся к профессиональной состоятельности. В этом же обращении она выразила уверенность в дальнейшем тесном сотрудничестве ещё с одной старейшей ассоциацией – NATE – и просила всех присутствующих принять участие в конференции NATE в Казани.


Атташе по вопросам преподавания английского языка в Екатеринбурге Вино Риардон читает лекцию на конференции SPELTA. Санкт-Петербургский государственный университет, факультет филологии, 12 апреля 2009 г.

25 июня 2009 года на базе Казанского энергоуниверситета начала работу 15-я конференция Национальной ассоциации преподавателей английского языка NATE RUSSIA, в которой также приняли участие московские учителя. Тема конференции: “Учимся разговаривать на одном языке”. Но сначала несколько слов о самой ассоциации. NATE RUSSIA была основана в 1997 году в рамках Московской ассоциации прикладной лингвистики. Президентом ассоциации является декан факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ С.Г. Тер-Минасова. Сегодня NATE RUSSIA имеет 15 филиалов в различных регионах России и является представительством международной ассоциации ‘English TESOL’. Конференции NATE проходят ежегодно в одном из российских городов. Среди городов, принимавших у себя участников конференции, уже были Воронеж, Владивосток, Казань, Новосибирск. В 2010 году конференция пройдет в Челябинске.


Посол США в России Джон Байерли выступает на открытии конференции в Казани 25 июня 2009 г.

В 2009 году Казань тепло принимала участников форума. В приветственном слове Светлана Георгиевна Тер-Минасова отметила, что сегодня преподаватели английского языка в России получают поддержку на самом высоком государственном уровне. Например, одним из организаторов форума выступил Кабинет Министров Республики Татарстан. Впервые в истории подобных встреч в открытии конференции принял участие Полномочный Посол США в России Джон Байерли. В своем выступлении он констатировал, что английский стал глобальным языком, языком межкультурного общения, и сегодня людей, свободно владеющих английским как вторым или третьим языком, уже на 50% больше, чем тех, для кого английский является родным. В связи с этим посол отметил особую роль учителей английского языка и их профессиональных объединений, цель которых – помочь представителям различных национальностей найти общий язык не только в прямом, но и в переносном смысле. Как справедливо заметила профессор Тер-Минасова, можно простить лингвистические ошибки, но нельзя прощать ошибки вследствие незнания культуры собеседника. Учителя английского языка пропагандируют не только преподаваемый язык, они учат иноязычной культуре, сознавая, что при соприкосновении разных культур неверное действие, слово или жест могут привести к кровопролитию.


Д-р Филипп Керр предствляет доклад участникам конференции NATE в Казани.

В конференции NATE приняли участие отечественные и зарубежные эксперты высочайшего класса. Среди них особенно запомнились Ю. Сун, (“Направления и трудности преподавания языка в условиях глобализации”), Кристин Кум (“Стратегии подготовки тестовых заданий”), Ф. Керр (“Проблемы обучения лексики в многонациональном мире”), М.В. Вербицкая (“Проблемы единого государственного экзамена в России”), М. Конурбаев (“Опыт преподавания риторики и правильного произношения”), А. Громушкина (“Использование материалов газет в преподавании английского языка”), О.Ю. Болтнева (“Искусство устного рассказа”).


Мастер-классы на конференции в Казани.

Американский совет по международному образованию и офис английского языка Посольства США в Москве приняли активное участие в организации форума. Атташе по вопросам преподавания английского языка Дэвид Фэй и специалист отдела английского языка Елена Любнина в своих выступлениях делились советами по созданию успешно функционирующих ассоциаций преподавателей английского языка. Они пояснили, что нужно сделать, чтобы опубликовать статью в международном журнале, поехать на стажировку за границу и как объединиться для получения возможностей профессионального роста.


Редактор газеты "Английский язык" Е.В.Громушкина выступает на секции конференции NATE с темой по использованию материалов газет в преподавании английского языка.

Ассоциация учителей города Москвы – MELTA – является филиалом NATE RUSSIA. Она была создана в 2004 году при поддержке офиса английского языка Посольства США в Москве. 2009 год стал важнейшим для MELTA. В мае ассоциация отметила свой 5-летний юбилей. А в сентябре состоялась первая международная конференция MELTA “Язык и культура”. Форум прошел в здании Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО). Институт выступил одним из организаторов конференции наряду с MELTA и газетой “Английский язык” издательского дома “Первое сентября”. За два дня работы в конференции приняли участие 300 учителей из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Ростова, Курска, Белгорода, Самары, Волгограда, Элисты, Челябинска, Иваново. Своим опытом работы поделились гости из США, Великобритании, Австралии, Греции и Гонконга. Все выступления на пленарных заседаниях, секциях и мастер-классах были актуальны и полезны любому учителю-практику. В подтверждение своих слов хотелось бы перечислить некоторые темы выступлений: “Использование вербальных средств в политических дебатах” (заместитель ректора по международным отношениям ИГУМО Г.Н. Гумовская), “Использование невербальных средств общения” (Владимир Кулешов, профессор академии национальной экономики при правительстве РФ), “Проблемы национальной идентификации в многокультурном обществе” (Дэвид Уонсборо, лектор, писатель и поэт из Австралии), “Наиболее распространённые проблемы при сдаче экзаменов” (Костас Пексос, консультант издательства Макмиллан), “Использование басен в обучении говорению и аудированию” (Ю. Боярская, школа №812, Москва), “Курсы повышения квалификации Shaping the Way для преподавателей английского языка в Москве” (Т. Кобзина, преподаватель МСПУ), “Игры в преподавании английского языка” (В. Бандурина, школа №57, Москва), “Работа над исследовательскими проектами в средней школе” (И.О. Ишхнели, школа №1738, Москва), “Театральные проекты” (Г.Б. Удальцова, школа №1252, Москва), “Работа с одарёнными учащимися” (Н.С. Микунис, школа №1208, Москва).


Фрагменты выступлений на конференции MELTA. Москва, 25 сентября 2009 г.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем учителям с предложением принимать участие в международных конференциях. По моему глубокому убеждению, они являются важнейшим этапом на пути профессионального роста любого преподавателя как средней, так и высшей школы. Многие учителя имеют опыт работы, методическую подготовленность для участия в подобных конференциях. Ознакомившись с документами, размещёнными на сайте городской службы лицензирования и аттестации (напомню, что там представлен проект требований ко второй, первой и высшей квалификационным категориям педагогических работников), я поняла, что избрала верный путь для профессионального самоопределения. Учителям предлагают рассмотреть следующие уровни профессионально-педагогической квалификации: технологический (II категория), методический (I категория) и творческий (высшая категория). Учитель вправе сам избрать уровень своей квалификации и идти к нему, а именно: вести исследования в рамках преподаваемого предмета, заниматься самообразованием, иметь научные разработки и публикации. Конечно, мы можем по-разному относиться как к данному проекту, так и к городской службе лицензирования и аттестации в целом. Но многие требования к высшей категории справедливы. Наши преподаватели работают творчески, но не всем хватает смелости и уверенности в себе, чтобы продемонстрировать достигнутый уровень широкому профессиональному сообществу. Творческий потенциал каждого учителя особенно ценен и интересен коллегам. У нас есть возможность рассказать о своих достижениях на заседаниях международных конференций, заявить о себе и повысить профессиональное мастерство.

By Irina Ishkhneli ,
School No. 1738, Moscow