Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №23/2008

Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку. Лекция 7

Учебный план

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Экзаменационная система Кембриджских сертификатов.

18

Лекция 2. Экзамены для детей 7–12 лет Young Learners Exams.

19

Лекция 3. Материалы по подготовке к экзаменам для детей.

Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2008 г.)

20

Лекция 4. Подготовка к экзамену Key English Test.

21

Лекция 5. Экзамен Порогового уровня Совета Европы – Preliminary English Test.

22

Лекция 6. Материалы по подготовке к РЕТ.

Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2008 г.)

23

Лекция 7. Экзамен на Первый сертификат – First Certificate in English.

24

Лекция 8. Материалы по подготовке к Первому сертификату.

 

Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2009 г.)

Экзамен на Первый сертификат – First Certificate in English

Структура и процедура проведения экзамена. Типы тестов по аудированию и чтению. Лексико-грамматический тест. Проверка монологической и диалогической речи. Образцы письменных работ и их анализ. критерии оценивания устной и письменной речи.

FCE (First Certificate in English), первоначально называемый Lower Certificate of Proficiency, был впервые опробован в 1939 году. Экзамен за 70 лет постоянно подвергался изменениям, что было вызвано необходимостью соответствовать требованиям, предъявляемым к методике преподавания языка и к тестированию. В 1974 году данный экзамен получил название FCE и стал одним из самых популярных среди изучающих английский язык. Изменения в структуре экзамена продолжаются, но каждый раз изменениям предшествует разъяснительная работа и бояться того, что, придя на экзамен, вы увидите нечто, к чему вы не готовы, не стоит. Экзамен FCE в России сдается три раза в год (ноябрь, март и май/июнь). Регистрация проводится за два месяца до экзамена.

Уровень FCE соответствует третьему по шкале Кембриджских экзаменов и определяется как “независимый пользователь” языка. Это подразумевает владение:

1) основными структурами языка с определенной степенью уверенности;
2) достаточно широким диапазоном лексики;
3) коммуникативными стратегиями, позволяющими эффективно общаться в различных ситуациях.

Кандидат, соответствующий уровню FCE, умеет отделить главное от второстепенного, понять позицию автора, определить основную идею и разобраться в деталях. На данном уровне от кандидатов требуется умение структурировать письменный текст и владеть навыками официального и неофициального стиля, а также знание основных типов письменных работ (письма, отчета, статьи) и различных видов сочинений.

Кандидаты, успешно сдавшие FCE, могут продолжать обучение в англоязычной среде, работать в офисе и управляющих организациях. Сертификат FCE является достаточным показателем уровня владения языком для ряда образовательных учреждений и работодателей.

Общая оценка за экзамен выставляется по результатам, показанным во всех 5 частях экзамена. Для получения уровня “C” достаточно успешно справиться с 60% всех заданий. Получив оценки D и E кандидаты получат лишь уведомление о результатах сдачи экзамена, но не сертификат. Процесс проверки занимает приблизительно два месяца, поэтому преподаватели должны позаботиться об уведомлении учащихся о сроках регистрации и о времени получения сертификата.

Содержание экзамена

Каждая из 5 частей экзамена имеет равный “вес”, то есть максимальное количество баллов по отдельным аспектам речи одинаково, несмотря на то, что наполнение частей экзамена и их длительность могут существенно отличаться друг от друга.

1. Чтение (Reading).

По новому формату экзамена, чтение (длитель-ность – один час) состоит из 3-х частей. Типы заданий: множественный выбор, текст с пропусками и множественный подбор.
Полуаутентичные тексты разнообразны по тематике и взяты из разных источников. Кандидаты должны продемонстрировать понимание основной идеи текста, его структуры, второстепенных деталей и отношение автора к излагаемым событиям.

Текст 1. Тип задания – множественный выбор. Количество вопросов – 8.

Example:

You are going to read a newspaper article about a musical family. Choose the answer (A, B, C or D) which you think fits best according to the text.
Mark your answers on the separate answer sheet.

Meet the Amazing Watkins Family

The sons are composers and prize-winning musicians, while Dad makes the instruments. Matthew Rye reports.

Whole families of musicians are not exactly rare. However, it is unusual to come across one that includes not only writers and performers of music, but also an instrument maker.
When South Wales schoolteachers John and Hetty Watkins needed to get their ten-year-old son, Paul, a cello to suit his blossoming talents, they baulked at the costs involved. ‘We had a look at various dealers and it was obvious it was going to be very expensive,’ John says. ‘So I wondered if I could actually make one. I discovered that the Welsh School of Instrument Making was not far from where I lived, and I went along for evening classes once a week for about three years.’
‘After probably three or four goes with violins and violas, he had a crack at his first cello,’ Paul, now 28, adds. ‘It turned out really well. He made me another one a bit later, when he’d got the hang of it. And that’s the one I used right up until a few months ago.’ John has since retired as a teacher to work as a full-time craftsman, and makes up to a dozen violins a year – selling one to the esteemed American player Jaime Laredo was ‘the icing on the cake.’

1. Why did John Watkins decide to make a cello?

A. He wanted to encourage his son Paul to take up the instrument.
B. He was keen to do a course at the nearby school.
C. He felt that dealers were giving him false information.
D. He wanted to avoid having to pay for one.

2. What is meant by ‘crack’ in line 17?

A. attempt
B. plan
C. shock
D. period

Answers: 1D (…they (parents) baulked at the costs involved …it was obvious it was going to be very expensive); 2A (‘attempt’ is the best word: he attempted to make his first cello).

Текст 2. Текст с пропусками. Количество вопросов – 6.

Example:

You are going to read an article about a bird called the kingfisher. Seven sentences have been removed from the article. Choose from the sentences A–H the one which fits each gap (9–15). There is one extra sentence which you do not need to use.
Mark your answers on the separate answer sheet.

The Kingfisher

Wildlife photographer Charlie James is an expert on the kingfisher: a beautiful blue-green bird that lives near streams and rivers, feeding on fish.

Old trees overhang the stream, half shading shallow water. Soft greens, mud browns and the many different yellows of sunlight are the main colours, as soft as the sounds of water in the breeze. The bird cuts like a laser through the scene, straight and fast, a slice of light and motion so striking you almost feel it. It has gone in a split second, but a trace of the image lingers, its power out of proportion to its size.
Charlie James fell in love with kingfishers at an early age. (9) After all, it is the stuff of legend. Greek myth makes the kingfisher a moon goddess who turned into a bird. Another take tells how the kingfisher flew so high that its upper body took on the blue of the sky, while its underparts were scorched by the sun.
(10) For despite the many different blues that appear in their coats, kingfishers have no blue pigment at all in their feathers. Rather, the structure of their upper feathers scatters light and strongly reflects blue.
(11) It’s small wonder that some wildlife photographers get so enthusiastic about them. Couple the colours with the fact that kingfishers, though shy of direct human approach, can be easy to watch from a hideout, and you have a recipe for a lifelong passion.

A. This is why a kingfisher may appear to change from bright blue to rich emerald green with only a slight change in the angle at which light falls on it.
B. But his interest in this, the world’s most widespread kingfisher and the only member of its cosmopolitan family to breed in Europe, was getting noticed.
C. A sure sign of his depth of feeling for this little bird is his inability to identify just what it is that draws him to it.
D. There is some scientific truth in that story.

Answers: 9C (обращаем внимание на слова-референты (reference words): his – относится к Charlie, this little bird – относится к kingfishers в предыдущем абзаце); 10D (that story – относится к истории, рассказанной в предыдущем абзаце); 11A (This is why – относится к свойству верхних перьев рассеивать свет и отражать голубизну, описанных в предыдущем абзаце).

Текст 3. Тип задания – множественный подбор. 15 вопросов проверяют детальное понимание 4-х коротких текстов.

Example:

You are going to read a magazine article in which various people talk about their jobs. For questions 16–30, choose from the people (A–D). The people may be chosen more than once.
Mark your answers on the separate answer sheet.

Which person says their job involves

training high-level staff in their area of work?
taking measures to protect public safety?
accepting certain financial limitations?

17__________
18__________
19__________

A. Lisa – Exhibition Programmes Organiser, Science Museum
I’m responsible for putting temporary exhibitions together. This includes planning and designing the exhibition and promoting it. I have to read up about the subject of the exhibition beforehand and then talk to important people in the area so that I can establish the main themes and aims of the exhibition, and plan what objects and pictures should be displayed. I have to make sure the public can understand the thinking behind the exhibition, which means planning interactive displays, workshops and theatre. I also have to bring in engineers and electricians to make sure the final display is not dangerous to visitors. Before the exhibition opens, I help design and write the brochures and leaflets that we’ll use to tell people about it.

C. Sarah – Marine Conservationist
I live by the coast and work from home. This involves responding to telephone enquiries, producing educational resources and setting up training courses. Occasionally, I go into our main office but generally I am on the coast. I also work with schools and study centres and run courses for coastal managers and those involved in making decisions about the fate of the seas. I do things like take them out to sea in a boat in an attempt to make them think more about the life underneath them. This often changes their views as it’s very different from making decisions using a computer screen. I am extremely lucky because conservations is my hobby, so the job has many highs for me. The downside of the job is that I work for a charity, so there is a constant need for more money. This means I’m always looking for more resources and I’m not able to achieve everything I want.

Answers: 17C (I… run courses for coastal managers and those involved in making decisions about the fate of the seas); 18A (I… have to bring in engineers and electricians to make sure the final display is not dangerous to visitors); 19C (…I work for a charity, so there is a constant need for more money … I’m not able to achieve everything I want).

Как видно из заданий и ответов, важно в процессе подготовки к экзамену обращать внимание учащихся на слова-референты, синонимы, учить сопоставлять вопрос и ответ и, конечно, вчитываться, не допуская поверхностного чтения.

2. Письмо (Writing).

Длительность – 1 час 20 минут.

Задание первое и обязательное – это собственно письмо (официальное или неофициальное). В письме кандидатам может быть необходимо предоставить какую-либо информацию, запросить ее, пожаловаться, обратиться по поводу приема на работу и пр. Предположительная длина ответа – от 120 до 150 слов. В ответе важно осветить все вопросы задания, правильно организовать ответ, использовать соответствующий стиль, связующие слова и, конечно, диапазон лексики и структур, соответствующих данному уровню.

В задании требуется:

1) позитивно отозваться о спортивном лагере;
2) обозначить свои предпочтения по поводу ночевки;
3) объяснить, какую еду вы можете приготовить;
4) объяснить Робину, чем автор письма хотел бы заняться до поездки в лагерь.

Example:

You must answer this question. Write your answer in 120–150 words in an appropriate style.

1. You are planning to visit your friend Robin in Canada. Robin has written to you. Read Robin’s letter and the notes you have made. Then write a letter to Robin, using all your notes.

Write your letter. You must use grammatically correct sentences with accurate spelling and punctuation in a style appropriate for the situation. Do not write any postal addresses.

Задание второе предполагает выбор из четырех вариантов письменных работ. На самом деле их несколько больше, но в задание второе письменной части экзамена включены 4 типа письменных работ. Это может быть вновь письмо (если в первой части письмо неофициальное, то во второй может быть деловое письмо и наоборот), рассказ, статья, эссе, отчет и обзор. Последний вопрос основан на прочитанных книгах. Найти названия книг можно на сайте www.cambridge.org или обратившись к представителю Cambridge ESOL в своем регионе.
Ниже приводится вопрос из второй части письменного задания.

Example:

Write an answer to one of the questions 2–5 in this part. Write your answer in 120–180 words in an appropriate style.

You recently saw this notice in an international entertainment magazine.

Reviews needed!

We are starting a new section in the magazine called ‘Great TV Programmes around the World’. Could you write a review of your favourite TV programme for this section? In your review, say what kind of programme it is, what happens in the programme and why you like it so much.
The best reviews will be published in the magazine.

В ответе надо рассказать о любимой программе, используя описательный язык и объясняя, почему автор предпочитает эту программу. Стиль может быть официальным или полуофициальным, но, выбрав стиль, необходимо его придерживаться от начала до конца работы. Максимальное количество слов во втором задании 180, минимальное, как и в первом – 120.
Образец ответа на этот вопрос с комментариями и оценкой позволит вам лучше понять, какими критериями руководствуются экзаменаторы при оценке письменных работ.

Sample B (Test 1, Question 3 – Review)
I usually not watch TV programmes because I prefer reading a book and seeing a film to watching TV but always make sure to watch one programme on TV which is ‘Open Concert’. It is a kind of music programme that shows once a week. ‘Open Concert’ is consist of sevral guests and a MC. The guests sing a song and talk with the MC about their music which is like a real concert.
last week I also saw that programme and the guest was very famos singer who songs lots of his song which was brilliant. I would like to see him again.
However, they changed their programme’s timetable which is a little bit confused because I didn’t know that so I missed one which was three weeks ago. therefore I was a bit disappointed. They should have noticed but they didn’t. Although they had a mistake, I still like this programme.

Comments

Content. Reasonable achievement of the task.
Organisation and cohesion. Suitably organized.
Range. A range of structure attempted.
Accuracy. A number of non-impeding errors.
Appropriacy of register and format. Appropriate to the task.
Target reader. Would be informed.
Band: 3

Что касается объяснения критериев, то наибольшее число вопросов касается критерия ‘Organisation and cohesion’.

‘Cohesion’ объясняется как грамматические и лексические связи между частями текста. К примеру, it, neither, this могут относиться к идее, вещи, человеку, упомянутым ранее. “The child” может заменить ‘the little girl’ в предыдущем предложении.

‘Organisation’ – это то, как соотносятся значение и последовательность идей. К примеру, в абзаце может идти речь о различных видах животных. Следующий за этим абзац будет описывать один из видов.

Многочисленные примеры и комментарии к письменным работам можно найти в сборниках тестов Cambridge University Press (CUP).

3. Использование языка (Use of English).

По сравнению с бывшим форматом, эта часть экзамена стала короче во всех отношениях. Уменьшилось количество заданий (4), длительность по времени (45 минут) и количество вопросов (42). Типы тестовых заданий в основном те же: множественный выбор, заполнение пропусков, словообразование и преобразование предложений.
Первое задание более лексическое, чем грамматическое. Оно составлено таким образом, чтобы проверить знание фразовых глаголов, коллокаций (сочетаемости слов) и управляемых предлогов (e.g. deal with, accuse of, prevent from, etc.). Общее количество вопросов в этом задании – 12.

Example:

For questions 1–12, read the text below and decide which answer (A, B, C or D) best fits each gap. There is an example at the beginning (0).
Mark your answers on the separate answer sheet.

Paper

‘Just (0)… a day without paper,’ reads one advertisement for a Finnish paper company. It adds, ‘You almost (1)… see our products every day.’ And they’re right. But in most industrial countries, people are so (2)… to paper – whether it’s for holding their groceries, for drying their hands or for (3)… them with the daily news – that its (4)… in their daily lives passes largely unnoticed.

0. A. believe; B. imagine; C. realise; D. suppose

Answer: 0B.

1.

A. positively;
B. obviously;
C. certainly;
D. absolutely

2.

A. conscious;
B. acquainted;
C. familiar;
D. accustomed

3.

A. providing;
B. delivering;
C. contributing;
D. giving

4.

A. task;
B. operation;
C. service;
D. role

Answer: 1C (словосочетание almost certainly); 2D (accustomed – единственный из 4-х глаголов, используемый с предлогом to); 3A (providing – единственный из 4-х глаголов, используемый с предлогом with); 4D.

Второе задание – заполнение пропусков, где проверяется знание грамматики и понимание структуры предложения. Всего в этом задании 12 вопросов.

Example:

For questions 13–24, read the text below and think of the word which best fits each gap. Use only one word in each gap. There is an example at the beginning (0).
Write your answers IN CAPITAL LETTERS on the separate answer sheet.

Competition: Your Ideal School

Is your school just as you want (0) ......... to be? Or are there things you and your classmates (13)……. change, given the opportunity? This is your chance to express your ideas about (14)……. the ideal school is like. Our competition is open to (15)……. student between the ages of twelve and eighteen. You can enter (16)……. an individual or your whole class can work together on a team entry. Your entry can take any form – a piece of writing, a picture, or even architectural plans. It is completely (17)……. to you. What we are looking for is evidence (18)……. originality, imagination and, above (19)……., the genuine views of young people.

Example: 0. IT

Answer: 13 would/could/might (вторая часть предложения ‘…given the opportunity’ – это сокращенное условное предложение второго типа, которое может быть расширено до ‘if you were given the opportunity’); 14 what (выражение what is…like); 15 any/every; 16 as (значение ‘в качестве кого-либо/чего-либо’); 17 up/down (выражение up/down to you – решение вопроса в вашей компетенции); 18 of (сочетание с существительным evidence); 19 all/everything (словосочетание above all/everything).

Третье задание – словообразование, так же, как и предыдущее, проверяет знание грамматики и структуры предложения. Всего вопросов – 10.

Example:

For questions 25–34, read the text below. Use the word given in capitals at the end of some of the lines to form a word that fits in the gap in the same line. There is an example at the beginning (0).
Write your answers IN CAPITAL LETTERS on the separate answer sheet.

New Waterproof Clothing

There are few experiences as unpleasant
as being (0)………. cold and dripping

BITTER

wet on board a boat. The (25)……..
that you may be several hours away from
warm, dry clothing is enough to slow

KNOW

down even the (26)……. sailor.

TOUGH

Example: 0 BITTERLY.

Answer: 25 knowledge (по смыслу предложения требуется существительное); 26 toughest (превосходная степень прилагательного после артикля ‘the’).

Четвертое задание – преобразование предложений с использованием предлагаемого слова в той форме, в которой оно дано. Очевидно, что это задание ставит целью проверку умения использования грамматических структур. Нельзя забывать, что в ответе можно использовать не более 5 слов и, как показывают опыт и практика, очень трудно использовать меньше двух. Слово, предлагаемое для использования, входит в этот состав. В задании 8 вопросов.

Example:

For questions 35–42, complete the second sentence so that it has a similar meaning to the first sentence, using the word given. Do not change the word given. You must use between one and five words, including the word given. Here is an example (0).

0. You must do exactly what the manager tells you.
CARRY
You must …………………….. instructions exactly.
The gap can be filled by the words ‘carry out the manager’s’, so you write:

Example: 0 CARRY OUT THE MANAGER’S.

Write only the missing words IN CAPITAL LETTERS on the separate answer sheet.

35. Marcella left home very early because she wanted to be sure of catching the train.
ORDER
Marcella left home very early …........……. miss the train.
36. You must show your student card as you enter the library.
REQUIRED
You …......……… student card as you enter the library.

Answers: 35 В ответе необходимо использовать выражение ‘in order to’, но так как вместо глагола ‘catch’ в ответе используется глагол противоположного значения, то, чтобы сохранить смысл предложения, добавляем частицу ‘not’, т.е. ответ in order not to; 36 Очевидно, что в ответе требуется использование страдательного залога, т.е. ответ: are required to show your.

4. Аудирование

Длительность этой части экзамена около 40 минут, в течение которых кандидаты дважды прослушивают каждое из 4-х заданий и отвечают на 30 вопросов. Типы тестовых заданий существенно не отличаются от заданий в других частях экзамена. Это те же множественный выбор и множественный подбор. Еще один тип задания, более присущий именно этому аспекту речи – это ‘дописывание’ предложения, исходя из прослушанного материала.
Первое задание состоит из 8 отрывков, никак не объединенных тематически. Тип задания – множественный выбор. Ниже приводится образец задания.

Example:

You will hear people talking in eight different situations. For questions 1–8, choose the best answer (A, B or C).

1. You hear a restaurant manager talking about the cooks who work for him. What does he say about them?

A. They dislike cleaning tasks.
B. They have a choice of jobs.
C. They help to decide the menu.

Кандидаты услышат следующий текст.

As restaurant manager, I feel responsible for the quality of the food we serve. So it’s up to me to check the ingredients that have been delivered overnight to make sure they are of sufficient quality, and to produce a menu for the day. The cooks arrive at about ten a.m. to prepare lunch and I’ll take them through the menu. Because lunch is concentrated over a short period of time it can get very busy and very hot. But unlike some kitchens, we tend to divide the jobs up according to who likes doing what, and that includes cleaning pots and pans and clearing the place before dinner.

Answer: B (см. последнее предложение).

Второе задание – это заполнение пропусков в предложении. Кандидаты слушают текст и вписывают в пропуски недостающие фразы. В этом задании – 10 вопросов.

Example:

You will hear an interview with Elizabeth Holmes about her experience working in Africa. For questions 9–18, complete the sentences.

Volunteering in Africa

Elizabeth worked for a ______________(9) before she went to Africa. Elizabeth first found out about working as a volunteer from a ______________(10) she saw at the dentist’s.

Фразы, необходимые для заполнения пропусков, прозвучат в следующем тексте:

Interviewer: Visitors to the small Devon village of Whimple might be forgiven for looking twice as they pass the garden of Elizabeth Holmes. In the middle of the garden there stands a traditional African hut, a reminder of the two years Elizabeth spent in Africa as a volunteer. Elizabeth, what persuaded you to leave your secure job in a travel agent’s and go to Africa?

Elizabeth: Well, I’d been feeling restless for ages. I wanted to see the real world, not just tourist places. Then, I was at the dentist’s one day, waiting to go in, and I’d read all the magazines in the waiting room, so I started looking at a poster – it was all about volunteers working in Africa.

Answer: 9. travel agent(‘s)/travel agency; 10. poster.

Третье задание – это пять коротких отрывков, объединенных общей темой. Задание состоит из списка мнений, предпочтений, идей, выраженных говорящими по поводу этой темы, которые надо распределить в порядке их звучания.
Выглядит задание следующим образом.

Example:

You will hear five different employees talking about what makes a good boss. For questions 19–23, choose which of the opinions (A–F) each speaker expresses. Use the letters only once. There is one extra letter which you do not need to use.

A good boss should

A allow staff to take decisions.

Speaker 1 ___ 19

B encourage staff to work in teams.

Speaker 2 ___ 20

C listen to complaints from staff.

Speaker 3 ___ 21

D give information on individual progress.

Speaker 4 ___ 22

E have good qualifications.

Speaker 5 ___ 23

F set an example of hard work.

Текст первого высказывания приводится ниже.

Speaker 1

Man: Some people still think that leaders are born, not made. They say, no matter how hard you study and how many diplomas you collect, at the end of the day, if you’ve got natural skills, such as a strong character, that’s all you’ll need. I think that’s nonsense. Leadership is all about commanding respect. If a boss says to me, for example, ‘Look, your computer skills need upgrading’, I’ll think, ‘Right, this person has a degree in computing, I don’t, so he must be right’. But if it’s the other way round, then you feel, well, maybe I should be boss!

Answer: 19E (объяснение ответа – в двух последних предложениях скрипта).

Четвертое задание – это связный рассказ, детальное понимание которого проверяется вопросами и тремя вариантами ответа, на каждый из которых верен лишь один.

Example:

You will hear an interview with Trina Trevose, a pop singer who is only fifteen. For questions 24–30, choose the best answer (A, B or C).

24. When Trina went to the USA, she

A. thought the records she made would be unsuccessful.
B. knew her friends would be jealous of her.
C. didn’t tell many people why she was going.

Кандидаты слышат следующий текст.

Interviewer: … Trina, you’re 15 and you’ve just come back from America where you’ve been making records. What was it like?

Trina: It was wonderful. I had the six-week school summer holidays and, you know, went over there for a month and then started school again.

Interviewer: What did your classmates at school think?

Trina: I just told close friends what I was doing in the States… And I thought, well, if the records were successful, then I’d tell everyone…

Answer: 24 C.

Ответы на каждый вопрос во всех частях экзамена, кроме Говорения (Speaking), переносятся самими сдающими на специальные бланки ответов. Важно помнить, что времени, необходимого для этого дополнительно, не предоставляется, поэтому кандидаты должны уметь правильно распределить свою работу во время экзамена.

5. Говорение

Длительность общения с экзаменатором в этой части экзамена 14 минут, которые поделены на 4 задания. Экзамен принимается двумя экзаменаторами у 2-х кандидатов за исключением тех редких случаев, когда количество явившихся на экзамен не кратно двум. В этом случае последняя группа экзаменуемых будет состоять из 3-х человек и время интервью увеличится до 20 минут.
Как и в уже описанных экзаменах, один из экзаменаторов беседует с кандидатами, выставляя в конце интервью общую оценку каждому, в то время как второй оценивает диапазон лексики, используемых структур, грамотность речи, произношение, умение общаться и собственно выполнение задания.
В части первой экзаменатор задает вопросы, касающиеся учебы, семьи, увлечениях, любимых книгах, фильмах и т.д. Длительность этой беседы 3–4 минуты, что предполагает довольно быстрый темп речи. Предполагается, что на этом уровне изучающие язык не ограничиваются односложными ответами, а могут несколько выйти за формальные рамки вопроса и дать расширенный ответ.
В то же время, заученные ответы не приветствуются и экзаменатор, почувствовав это, может остановить говорящего и задать следующий вопрос.

В части второй каждый из экзаменуемых получает по две картинки, объединенных общей тематикой. Кроме задания ‘Compare and contrast these two pictures’, кандидаты отвечают на вопрос, связанный с тем, что изображено на картинках. Время, отведенное на это задание, очень ограничено: всего 1 минута. Очень многие кандидаты, выйдя из комнаты, где они сдавали экзамен, сожалеют о том, чего они не сказали, и испытывают чувство разочарования. Чтобы подготовиться достойно, необходимо быть хорошо знакомым с тематикой FCE и владеть обширным запасом слов.
После ответа своего партнера, второй кандидат отвечает на вопрос, адресованный ему (ожидаемая длительность ответа 20 секунд), после чего описывает и сравнивает свои картинки.
Общая длительность второй части говорения – 3–4 минуты.

В третьей части кандидаты беседуют, используя предложенные визуальные подсказки, сопровождаемые вопросом экзаменатора.

Example:

What are the advantages and disadvantages of the different jobs?
Which job would be the most interesting to do for a short time?

Главное опасение экзаменующихся касается друг друга: насколько второй кандидат владеет материалом, насколько он/она чувствует, что надо передать инициативу или помочь партнеру, попавшему в неудобную ситуацию (т.е. забыл слово, потерял нить разговора, сказал что-нибудь невпопад). Несомненно, хорошо подготовленный партнер – большая удача, но не стоит волноваться по этому поводу, потому что экзаменаторы оценят любую попытку спасти ситуацию и помочь друг другу, даже если ваш партнер значительно уступает вам в подготовке.

Четвертая часть Говорения – это опять вопросы экзаменатора, являющиеся продолжением темы предыдущего задания.
Те, кто успешно сдают устную часть экзамена, часто не могут похвастаться безукоризненной речью, но она достаточно логична и связна. Ее легко понять. Участвующие в беседе не нуждаются в подсказках и самостоятельно могут развивать идею. Они переспросят, если не поняли вопрос.
При выставлении оценок экзаменаторы никоим образом не сравнивают кандидатов, а оценивают каждого индивидуально.
По статистике, эта часть экзамена является наиболее успешной для сдающих. В свете небольших изменений, а именно, появление вопроса в печатном виде на карточках, которые получают кандидаты на экзамене, есть надежда, что результаты будут еще более впечатляющими.

Людмила Михайловна Городецкая ,
к.филологич.н., доктор культурологии, доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова ;
Галина Васильевна Гуляева ,
ст. преподаватель кафедры теории и практики перевода института филологии и истории РГГУ