Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №15/2007
BOOKSHELF

Грамматика английского языка

Статья опубликована при поддержке Школы Excellent English. Знание английского языка является чрезвычайно важным навыком в современном мире. Но как им овладеть? Excellent English – это современные и эффективные курсы английского языка в СПб. Вас ждут профессиональные преподаватели и носители языка. Посетите официальный сайт школы http://ex-eng.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

У английского языка есть преимущество, которого нет ни у одного другого учебного предмета. Давайте использовать его максимально.

«Какое преимущество?! – могут возразить мне. – Уроков английского языка в средней, а тем более в начальной школе явно недостаточно. Это не русский и не математика, ими-то ученики занимаются каждый день».
И всё-таки английский язык в школе находится в таком положении, которому может позавидовать любой предметник. Ни один другой учитель не может похвастаться такой же заинтересованностью родителей в их предмете.
Хотите убедиться? Пожалуйста.
Спросите любого родителя, по какому учебнику их чадо изучает в школе русский или математику. Большинство не ответит. Учится себе ребёнок и учится. Вот если начнет тройки-двойки домой приносить, тогда заглянут в учебник, узнают, что теперь изучают. В который раз посетуют, что, мол, они это в своё время не проходили, а если и проходили, то не так, да и когда это было...
С английским языком картина другая. Все родители, особенно родители учеников младших классов, прекрасно знают все учебники английского языка, все дополнительные пособия. Помнят всех авторов, по учебникам которых занимался их ребёнок раньше. Интересуются, что им предстоит. Откуда такая осведомлённость, такой повсеместный интерес к английскому языку? Только ли от того, что все, абсолютно все, хотят, чтобы их ребёнок знал английский?
Уверена, что дело не только в этом.
Просто всем без исключения родителям приходится делать со своими детьми домашнюю работу. Те, кто этого делать не может, приглашают репетиторов. Родители так трепетно относятся к английскому, возлагают на него такие надежды, что, кажется, не очень-то и ропщут... С радостью готовы они делать всё, что могут. Более того, сами заранее идут на курсы английского, лишь бы быть на уровне, помочь своему малышу.
Почему же такой мощный резерв остаётся незадействованным?
Ведь родители хотят и могут многое. Сейчас уже многие родители сами прилично знают язык, однако обучать они не умеют. Ведь знать самому – ещё не значит уметь научить тому же другого. Особенно, когда этот другой – не абстрактный ученик, а собственный ребёнок. Вот и маются бедные, и срываются на своих «бестолковых». Оно и понятно, никто не скажет, что бестолковый преподаватель – это ученик бестолковый, задание бестолковое, учебник бестолковый, далее можете продолжить сами...
Вот мы и решили дать родителям, которые хотят помочь своему ребёнку, (а таких – большинство!) материал, который будет адресован именно им. Так появился УМК «Грамматика английского языка» (издательство «ЭКЗАМЕН», автор Е.А. Барашкова), а в нём – отдельная КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Почему грамматика? Да потому что этот аспект языка во всех учебниках проработан меньше всего. Во многих учебниках нет системы языковых упражнений. А грамматика требует многократной, системной отработки. Почему бы не поработать над этим дома с родителями? Детям этот материал усвоить необходимо. В классе на него, как правило, нет времени. А дома – и времени чуть-чуть больше, да и родители с удовольствием подключатся, если дать им в руки полностью готовый материал.
В нашем УМК грамматический материал соотнесён с конкретным действующим школьным учебником. Зачем это нужно? Затем, что родители – не методисты и даже не преподаватели. Их никто не учил адаптировать общие положения из курса английской грамматики для конкретного класса, занимающегося по конкретному учебнику. Это сделали за них мы. К каждому уроку школьного учебника мы составили упражнения, в которых нет ни одного незнакомого слова. Каждое упражнение мы снабдили сноской, в которой указан конкретный параграф. В нём – просто и доступно изложен основной грамматический материал, который изучают дети. В каждом параграфе анализируются типичные ошибки, демонстрируется правильный вариант, даются простые объяснения и рекомендации по отработке данного грамматического явления. Ключи к упражнениям тоже находятся в Книге для родителей.
С нашим УМК у родителей есть возможность эффективно включиться в процесс обучения. Работая по УМК, любой, даже самый неискушённый в методике преподавания английского языка взрослый может стать для своего ребёнка достойным учителем.
Давайте видеть в родителях наших учеников своих надёжных союзников, ведь, если родители не вовлечены в процесс обучения, они становятся оппонентами. Практика показывает, что если грамотно использовать потенциал родителей, можно добиться поразительных результатов.
УМК «Грамматика английского языка» состоит из четырёх компонентов: Сборника упражнений, Книги для родителей, Проверочных работ и Игр на уроке. Он содержит материал для объяснения, отработки, повторения и контроля усвоения грамматики. Материал полностью соотнесён со школьным учебником и не требует никакой доработки. Поэтому учитель, работающий по этим пособиям, тратит на уроке минимум времени. Основной материал прорабатывается дома с родителями, прорабатывается грамотно и целенаправленно.
Пособия УМК «Грамматика английского языка» вышли почти ко всем школьным учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Все они крайне востребованы. Нас радует, что особенной популярностью пользуется Книга для родителей. Это говорит о том, что у нас в стране много любящих и заботливых родителей, стремящихся помочь своим детям.

Е.А. Барашкова

Предлагаем некоторые упражнения из Сборника и соответствующие параграфы из Книги для родителей.
Тема: Вопросы к подлежащему. Ответы на эти вопросы.
В Сборнике упражнения расположены не по темам, а поурочно, что позволяет заниматься грамматикой систематически. Отрабатывая новый материал, учащиеся обязательно на том же уроке закрепляют старый.
Перед каждым упражнением указан параграф Книги для родителей, в котором автор анализирует типичные ошибки, демонстрирует правильный вариант, даёт простые объяснения и рекомендации по отработке данного грамматического явления.

Е.А. Барашкова

Грамматика английского языка
Сборник упражненийк УМК И.Н. Верещагиной и др.
«Английский язык: III класс. 3-й год обучения»

К уроку 26

76. Задайте специальные вопросы.
Начните вопросы со слова “What”. (§ 30 № 1)

They ate porridge.
What did they eat?

1. They knew the name.
....................……………………………………..
2. They could make bread.
....................……………………………………..
3. He can draw horses.
....................……………………………………..
4. She has got a big doll.
....................…………………………………......
5. They had meat for breakfast.
....................…………………………………......

77. Задайте вопросы к подлежащему.
Начните вопросы со слова Who. (§ 31 №1)

They ate porridge.
Who ate porridge?

1. They knew the name.
…………………………… the name?
2. They could make bread.
…………………………… make bread?
3. He can draw horses.
…………………………… draw horses?
4. She has got a big doll.
…………………………… a big doll?
5. They had meat for breakfast.
…………….........………… meat for breakfast?

78. Дайте краткий ответ на вопрос к подлежащему.
(§ 31 №1, § 32)

Who was at school? – Ann was.
Who is at school? – Ann is.

79. Дайте краткий ответ на вопрос к подлежащему.
(§ 31 №1, § 32)

Who bought a bike? – Ann did.
Who goes to school? – Ann does.

80. Дайте краткий ответ на вопрос к подлежащему.
(§ 31 №1, § 32)

Who can swim? – Ann can.
Who could run? – Ann could.
Who has got a dog? – Ann has.

К уроку 28

89. Дайте краткий ответ на вопрос к подлежащему.
(§ 31 №1, § 32)

К уроку 34

104. Дайте краткий ответ на вопрос к подлежащему.
Обратите внимание на форму глагола. (§§ 31–32)

Who goes fishing? – We do.
Who is hungry? – We are.

К уроку 35

110. Дайте краткий ответ на вопрос к подлежащему.
Обратите внимание на форму глагола. (§§ 31–32)

К уроку 37

117. Дайте краткий ответ на вопрос к подлежащему.
Обратите внимание на форму глагола. (§§ 31–32)

К уроку 61

180. Задайте вопросы к подлежащему.
(§ 31)

1. He can come at five o’clock.
………………………… at five o’clock?
2. She must go there.
………………………… there?
3. He has got a green cap.
………………………… a green cap?
4. She lives in London.
………………………… in London?
5. He lived in Moscow.
………………………… in Moscow?

К уроку 67

189. Задайте вопросы к подлежащему и дайте краткий ответ.
(§§ 31–32)

They live in London.
Who lives in London? – They do.

1. They have got a pet.
…………………… a pet? – They ……………
2. They like to write letters.
………………… to write letters? – They ………
3. They are at school.
…………………… at school? – They …………
4. They look after the baby.
……………………… the baby? – They ………
5. They go to school.
…………………… to school? – They …………

К уроку 77

226. Задайте вопросы к подлежащему.
(§ 31)

1. Spring comes after winter.
…………………… after winter?
2. Summer is the warmest season.
…………………… the warmest season?
3. January comes after December.
…………………… after December?
4. December is the first winter month.
…………………… the first winter month?
5. Winter is her favourite season.
…………………… her favourite season?

К уроку 91

279. Задайте вопрос к подлежащему и ответьте на него.
(§ 31, § 32)

1. They were in the mountains.
……………………………………………………
– They …………… .
2. They like to ski down the hills.
……………………………………………………
– They …………… .
3. They have got a nice country house.
– …………………………………………………
– They …………… .
4. They had a lot of work to do.
– …………………………………………………
– They …………… .
5. They are helping the farmer.
– …………………………………………………
– They …………… .

ПОВТОРЕНИЕ

286. Найдите и исправьте ошибки.
(§ 17, § 18, § 37)

1. Mr. Brown is work in his office now.
2. Is he go to school every day?
3. Mrs. Smith is have lunch now.
4. He doesn’t do his homework now.
He is playing football.
5. Is it often rain in autumn?

296. Найдите и исправьте ошибки.
(§§ 28–29, §§ 31–32)

1. – Who has got a big ball?
– Liz and Ann has.
2. Your dog is black or white?
3. Ann’s grandfather is a doctor, isn’t she?
4. – Who did watch TV yesterday?
– My grandfather did.
5. Is he do his homework in the morning or in the afternoon?

300. Найдите и исправьте ошибки.
(§§ 30–32)

1. When do you usually your homework?
2. Why are they want to come now?
3. Where they do exercises?
4. – Who can do that?
– They do.
5. Who did play in the park yesterday?

Е.А. Барашкова

Грамматика английского языка
Книга для родителейк УМК И.Н. Верещагиной и др.
«Английский язык: III класс. 3-й год обучения»

§ 31. Вопросы к подлежащему

№ 1 Вопросы к подлежащему обычно начинаются со слова Who. Формально это специальные вопросы, но, поскольку строятся они по особым правилам, будет более логичным выделить их в отдельную группу. Это самый лёгкий тип вопроса, так как в нём не нужно менять порядок слов. Вопросительное слово само является подлежащим, и поэтому порядок слов в этом вопросе такой же, как в утверждении.

№ 2. Однако всё не так просто, как кажется. Определённую трудность эти вопросы всё же представляют.

Так же, как и в русском языке, местоимение кто согласуется с третьим лицом единственного числа, то есть требует тех же окончаний, что и he, she, it (см. § 17, § 21).

Поэтому часто бывает недостаточно просто поставить слово Who вместо подлежащего, нужно ещё и глагол поставить в соответствующую форму.

§ 32. Ответы на вопросы к подлежащему

Большую трудность представляют для ребят краткие ответы на вопрос к подлежащему.

В русском языке в кратком ответе может быть всего одно слово.
Кто был в Лондоне? – Они.
Кто любит футбол? – Я.

В английском языке краткий ответ состоит по крайней мере из двух слов: подлежащего и глагола. Глагол должен быть тем же, что и в вопросе, но по форме он должен согласовываться не с who, а с подлежащим (I, they и т.д.).

Но и это еще не всё.
В кратком ответе нельзя употребить смысловой глагол (like, go, see, come и др.).

Ответ строим следующим образом:
Если в вопросе стоит один из следующих глаголов: is, was, has, will, can, could, must, то в ответе нужно поставить тот же глагол, если надо, изменив его форму.

Если это другой глагол, то необходимо определить, какая это форма. В зависимости от этого строим ответ. Возможны три варианта ответа: