Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №11/2010

Элективные курсы как механизм повышения качества обучения английскому языку

Важную роль в профильном обучении английскому языку играют языковые элективные курсы. Такие курсы можно считать одним из механизмов, способствующих повышению мотивации школьников к изучению английского языка. Учащиеся видят реальную возможность применения знаний, полученных на спецкурсах, в реальной жизни.

В нашей школе на спецкурсах и часах проектной деятельности использовались учебно-методические комплекты издательства Оксфордского университета (OUP) “Profile”, “Tourism and Catering”, “Information Technology”, “Engineering”, которые способствуют развитию профессионального интереса к работе в сфере бизнеса, развитию навыков межличностного общения на английском языке, повышению корпоративной культуры, улучшению навыков работы с новыми информационными технологиями. В ходе работы по Программе “Оксфордское качество” были созданы Программы элективных курсов, подготовлены пояснительные записки к ним и разработано учебно-методическое планирование целого ряда элективных курсов: “Основы делового английского” (пособие “Business and Commerce”, Workshop Series); “Английский язык для технических специальностей” (пособие “Engineering”, Workshop Series); “Английский язык в сфере информационных технологий” (“Information Technology” Workshop Series); “Английский язык в сфере туристического менеджмента” (“Tourism and Catering”, Workshop Series). В разработке и апробации данных программ участвовали несколько школ нашего округа.

В данной публикации мы представляем пояснительную записку и учебно-методическое планирование элективного курса “Английский язык в сфере туристического менеджмента” (“Tourism and Catering”, Workshop Series). Это один из самых востребованных элективных курсов программы “Оксфордское качество”.

Пояснительная записка к элективному курсу “Английский язык в сфере туристического менеджмента”

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов специализированных или 10–11-х классов общеобразовательных школ и может быть представлен как один из элективных курсов предпрофильного и профильного обучения.

Английский язык в сфере туристического менеджмента – общеобразовательный компонент изучения иностранного языка в школе, выполняющий следующие функции:

– развивает и углубляет содержание базового курса по английскому языку;

– готовит учащихся к сдаче ЕГЭ по иностранному языку на повышенном уровне;

– способствует удовлетворению индивидуальных потребностей, интересов и склонностей каждого школьника;

– позволяет учащимся оценить свои потребности, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, а позднее и обоснованный выбор будущей профессии.

Цели и задачи курса

• совершенствование языковых навыков и умений по всем аспектам программы по английскому языку (говорение, аудирование, чтение, письмо);

• овладение новыми языковыми средствами в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, предусмотренными курсом;

• расширение социолингвистической и социокультурной компетенций учащихся, развитие навыков межкультурной коммуникации;

• расширение спектра ситуаций профессионально-ориентированного иноязычного общения путем широкого использования проектной деятельности;

развивающей целью курса является развитие профессионального интереса к работе в сфере туристического менеджмента, развитие навыков делового и межличностного общения на английском языке, повышение корпоративной культуры, улучшение навыков работы с новыми информационными технологиями.

Принципы построения курса

Материалы данного курса отвечают следующим принципам:

– подбор материала осуществлён с целью дать основы знаний об актуальности, значимости и многогранности делового и межличностного общения в современном мире;

– аутентичные тексты, языковой материал и тренировочные упражнения, отвечающие тематике и задачам курса;

– развитие всех видов речевой деятельности; коммуникативная направленность обучения;

– творческий подход к решению поставленных перед учащимися задач, пробуждающий у учащихся интерес к получению знаний, выходящих за рамки данного курса;

– формирование интереса к культурам и народам других стран с целью практического использования языка.

Основное содержание курса

(32 учебных часа)

Учебный процесс строится на учебном пособии “Tourism and Catering Workshop”, автор: Neil Wood, издательство: Oxford University Press, 2003.

Учебное пособие включает 27 тем-уроков. Еще 5 часов отводятся на выполнение творческих заданий и контроль.

Предметное содержание курса

– Виды и цели современного туризма;

– Работа в гостиничном и ресторанном бизнесе;

– Полезные советы для путешественников;

– Знакомство с достопримечательностями, традициями и культурными особенностями разных стран;

– Маркетинг и реклама.

Речевые умения

В области обучения говорению учащиеся должны:

• овладеть основными моделями получения, обмена, передачи информации в форме монолога, диалога и полилога;

• уметь сравнивать и давать оценку предметов, действий, явлений;

• уметь выразить свою точку зрения и обосновать её; выражать согласие/несогласие с точкой зрения партнёра; выражать сомнение;

• уметь в ходе обсуждения принять общее решение;

• принимать участие в ролевой игре, используя соответствующий “роли” языковой материал.

Чтение

В области обучения чтению учащимся предлагаются аутентичные тексты информационного, научно-популярного, профессионального, личного характера, сопровождаемые разнообразными заданиями:

Обучение чтению с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение):

– определить происхождение и тематику текста;

– определить целевую аудиторию;

– подобрать заголовок.

Обучение чтению с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение):

– поиск информации для ответа на вопросы или проверки утверждений;

– выстраивание отрывков в логическом порядке;

– соотнесение абзацев с заголовками, темами или вопросами;

– проверка соответствия текста правилам написания такого рода текстов;

– построение диаграмм и таблиц по тексту.

Письмо

В области обучения письму учащиеся должны овладеть письмом как самостоятельным видом речевой деятельности, включающим как коммуникативные (анкета, резюме, e-mail, открытка), так и академические (конспект, информационный/рекламный листок, путеводитель, программа) его виды.

Основные методы обучения письму:

– создание текста по образцу;

– создание текста по заданным правилам;

– исправление предложенного текста согласно заданным правилам.

Аудирование

В области обучения аудированию учащиеся должны воспринимать на слух, понимать и реагировать на речь одноклассников и учителя.

Данный курс не предусматривает аудиоматериалов.

Социокультурные знания и умения

– Понимание значения английского языка (в т.ч. делового) в современном мире;

– Представление о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом языке;

– Знакомство с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения: “Обсуждение и выбор тура”, “Бронирование билетов/номера в отеле”, “Регистрация в аэропорту”, “Приём гостей в ресторане”, “Обмен денег/оплата”, “Проведение экскурсии”;

– Понимание и использование речевых различий в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых тем.

Лексическая сторона речи

Расширение объёма продуктивного и рецептивного лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих темы, проблемы и ситуации общения, включённые в данный курс.

Предлагаемая к изучению лексика предъявляется в текстах для чтения и отрабатывается в упражнениях. Основные виды лексических упражнений:

– соотнесение слов с определениями/иллюстрациями; нахождение синонимов;

– заполнение пропусков в предложениях и текстах;

– определение стилистической окраски/коммуникативной функции слов и фраз;

– словообразование;

– работа с одноязычным/двуязычным словарём;

– перевод на родной язык.

Формы проведения занятий

В зависимости от уровня подготовленности учащихся в группе содержание и форма проведения занятий могут быть различными:

– индивидуальная, парная, групповая работа в классе (выполнение упражнений, работа со словарём);

– урок-семинар с использованием активных методов и коммуникативных приёмов обучения;

– ролевая игра;

– выполнение проектных заданий (как правило, связанных с поиском и/или аналитическим обзором материала в бумажных и электронных СМИ и справочной литературе);

– выполнение заданий творческого характера (создание проекта своего курорта/отеля, рекламных и информационных брошюр, подготовка экскурсии и т.п.).

Формы контроля

– Контроль чтения – понимание основного содержания/нахождение нужной информации (письменный тест);

– Контроль письма (выборочная проверка выполнения заданий курса);

– Тесты на знание лексики/умение пользоваться речевыми формулами;

– Контроль умения пользоваться словарём;

– Презентация проектных работ – устные выступления, адекватное оформление;

– Контроль говорения – ролевая игра.

Тематическое планирование элективного курса “Английский язык в сфере туристического менеджмента”

Учебный процесс строится на пособии “Tourism and Catering Workshop”

Neil Wood, Oxford University Press, 2003.

Учебное пособие включает 27 тем-уроков. Еще 5 часов отводятся на выполнение творческих заданий и контроль.

№ п/пНазвание темыРазделы пособияК-во часовКонтрольВид контроля
1Виды и цели современного туризма.1, 2, 5, 6, 20, 25, 267Контроль навыков письменной речевой компетенцииНаписание

CV and application for a job

2Работа в гостиничном и ресторанном бизнесе.3, 4, 7, 8, 9, 216Контроль навыков говорения (диалогической речи)Проектная работа:

“Обзор гостиничных ресторанов”

3Полезные советы для путешественников.10, 11, 12, 15, 16, 17, 22, 248Контроль навыков поискового чтенияПроектная работа:

“Брошюра полезных советов”

4Знакомство с достопримечательностями, традициями и культурными особенностями различных стран.13, 14, 18, 19, 235Контроль социокультурной, социо-лингвистической компетенцииПроектная работа:

“Календарь праздников” (значимых событий, галерея знаменитых личностей)

5Маркетинг и реклама.271Контроль навыков говорения (монологическая речь)Проектная работа:

“План промо-кампании нового маршрута путешествия”

В. М. Панфилова ,
зам. директора ГОУ Гимназия № 1596, Москва