Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №8/2010

Использование методики станционного обучения в преподавании английского языка

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации всей педагогической деятельности. Кроме того, в последние годы отмечаются существенные изменения в личностном развитии детей: им свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость. Динамично развивающемуся обществу требуются яркие творческие личности, сохраняющие способность к постоянному самопознанию и саморазвитию.

Из вышесказанного становится ясно, почему всё чаще возникает необходимость использования в практике обучения и воспитания школьников личностно ориентированного подхода. Именно такой подход даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим сделать учебный процесс более разнообразным, интересным, комфортным, что в конечном итоге повышает эффективность обучения и удовлетворённость учителя своим собственным трудом. Личностно ориентированное обучение помогает учителю активизировать возможности каждого обучаемого, создавать такое психолого-педагогическое пространство, которое позволяет повысить успешность обучения одарённого ученика, построить индивидуальную траекторию развития для не слишком активного ребёнка, помочь детям с ослабленным здоровьем адаптироваться в учебном процессе.

Основными принципами личностно ориентированного подхода по определению доктора педагогических наук проф. И.С. Якиманской являются:

– использование субъективного опыта ребёнка;

– предоставление ему свободы выбора при выполнении задания;

– накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а как важного средства реализации детского творчества;

– обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта ученика и учителя на основе сотрудничества, мотивация достижения успеха через анализ результата учебного труда и самого учебного процесса.

Роль педагога заключается в том, чтобы дать возможность каждому ребёнку проявить себя, учитель теперь выступает в качестве организатора и координатора учебной деятельности.

Организация разнообразной учебной среды на уроке способствует не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы сотрудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем. У детей снижается тревожность перед уроком и во время него, создаётся комфортная обстановка, повышается успеваемость. Личностно ориентированная учебная среда обеспечивает на уроке такую обстановку, когда ученику сложно получить двойку!

Переход к личностно ориентированному обучению – процесс достаточно длительный, с большим количеством сложностей, требующий больших усилий со стороны учителя. Усилия эти должны быть направлены на преодоление своих собственных стереотипов в преподавательской деятельности, изменение своего менталитета. Это особенно важно при освоении технологии подготовки и проведения личностно ориентированного урока.

Замысел такого урока заключается в создании условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка. Организация учебного занятия предполагает:

1) применение педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

2) проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся;

3) использование разнообразных форм общения;

4) создание для учащихся ситуации успеха;

5) проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

6) стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы его выполнения;

7) избрание приёмов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке.

В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке личностно ориентированных уроков, особого внимания заслуживает методика станционного обучения. Эта методика отвечает главным принципам личностно ориентированного обучения. На мой взгляд, эту методику следует считать одним из перспективных направлений в работе современной школы.

Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы.

При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:

1) подготовительный;

2) процессуальный;

3) рефлексивный.

Статья опубликована при поддержке школы иностранных языков "Lernato". Курсы английского языка в Москве, а также немецкий, испанский и французский языки. Посмотреть новости, акции и бонусы, отзывы, узнать подробнее о курсах и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://lernanto.org/.

Подготовительный этап самый длительный и трудоёмкий для учителя, так как требует от него много сил и времени. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Количество станций зависит от сложности, объёма заданий и времени на их выполнение: чем сложнее задание, тем больше времени потребуется на его выполнение, тем меньше станций должно быть запланировано на уроке.

Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете (обычно это отдельный стол, на котором установлена табличка с номером и названием станции), где ученик может выполнить задание этой станции. Самым удачным можно считать вариант, когда размер кабинета позволяет расставить столы так, чтобы учащиеся, переходя от стола к столу, т.е. от станции к станции, могли бы выполнять задание, находясь на этой станции, но тогда у каждого стола должны быть предусмотрены в достаточном количестве посадочные места, карандаши, фломастеры, бумага и прочее, необходимое для выполнения задания на этой станции. Стол учителя должен быть расположен так, чтобы все учащиеся находились в поле его зрения.

Примерные схемы расположения станций:

Но поскольку в практике обычного школьного учителя такие возможности крайне редки, можно расставить таблички с номерами и названиями станций на одном или двух столах, расположив их в передней части класса у доски. В таком случае ученики будут подходить к “станции”, брать карточку с заданием этой станции и выполнять его на своем месте. Нужно только предупредить учащихся, что они не могут приступить к выполнению задания следующей станций, не выполнив задания предыдущей.

Важный момент в подготовительном этапе – это разработка сопроводительного листа (я называю его маршрутной картой). Маршрутная карта – это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. В этот лист учащиеся вписывают свои ответы, наклеивают в нужном порядке разрезанные на отдельные фрагменты тексты или выполняют творческие задания, которые указаны на станциях. В этой же маршрутной карте выставляются баллы при самоконтроле учащихся после завершения маршрута. В правом нижнем углу маршрутной карты ученики пишут сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем по разработанной учителем шкале переводят сумму баллов в оценку.

Большое внимание надо уделять подготовке дидактического материала, который должен быть интересным и посильным для выполнения за отведённое время. Задания на станциях могут быть самыми разными. Например, прочесть текст и ответить на вопросы, вставить нужную видовременную форму глагола в предложение, нарисовать то, что описано в предлагаемом тексте, решить кроссворд и т.д. В процессе подготовки к уроку обязательно составляется лист ответов (ключей) к заданиям на станциях, который необходим для самоконтроля учащихся. Лист ключей выдаётся ученикам только тогда, когда они завершат прохождение станций. Ключи могут быть продемонстрированы на интерактивной доске для всего класса сразу. При проверке работ можно организовать взаимоконтроль.

Процессуальный этап – это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Ученики сами решают, работать ли им индивидуально, в парах или в малых группах. Право выбора остается за учениками. Если дети решают работать группой (2-3 человека), то они получают одну маршрутную карту на группу, а если ученик идёт по станциям индивидуально, то каждый ученик имеет свою карту. Порядок следования от станции к станции дети выбирают сами. Их ограничивает лишь время, отведённое учителем для прохождения станций. Причём учитель не ограничивает время выполнения задания на каждой станции. Он только сообщает ученикам, сколько времени отводится на выполнение заданий всех станций в целом. Поэтому целесообразно иметь в классе часы, ориентируясь на которые ученики сами смогут выбрать нужный темп работы

Английский, как и любой другой язык – это средство общения. Поэтому учитель должен предусмотреть станцию, на которой учащиеся должны проявить свои речевые навыки, например, составить диалог с одноклассником или высказаться по определенной теме. В таком случае учитель находится на этой станции в качестве слушателя. Ученики после подготовки диалога или устного рассказа проговаривают подготовленное задание перед учителем. Но учитель может включить в урок станцию, на которой он сам является партнёром ребёнка по учебной деятельности, его собеседником. Именно на этой станции учитель имеет возможность поработать индивидуально с учеником или малой группой учащихся, выявить языковой уровень этих ребят, проанализировать ошибки в речи учащихся, провести коррекцию этих ошибок, на этой станции учитель выставляет в маршрутную карту баллы, полученные учащимися при собеседовании.

Учителю нельзя забывать и о станции релаксации, на которой задание будет лёгким, ученик выполнит это задание без особого напряжения, а полученный результат вселит веру в возможность успеха для каждого ученика. Станция релаксации может вообще не содержать учебного задания, за которое ученик должен получить какие-то баллы. На этой станции можно поместить задание, выполнив которое ученик получает просто какую-то маленькую награду или приз. Например, нужно из предложенных карточек с английскими буквами составить слово, а это слово и будет обозначать название приза для ребёнка, этот приз находится в коробке на столе учителя. Показав составленное слово учителю, ребёнок получает отгаданный приз.

Процессуальный этап может длиться целый урок или часть урока. Это зависит от количества станций и трудности заданий, предложенных учителем. Если процессуальный этап занимает часть урока, то следующий рефлексивный этап проводится на этом же уроке. Если процессуальный этап занял весь урок, то рефлексивный этап проводится на следующем уроке. В том случае, если на станциях были задания творческого характера, то проверка этих заданий и их оценка выполняется самим учителем, а рефлексивный этап проводится на следующем уроке, т.к. учителю нужно время для проверки творческих письменных работ учащихся и их анализа.

Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку. Ученикам раздаются листы ключей к заданиям, которые они выполняли на станциях. Они сверяют свои ответы с правильными и вписывают в маршрутные листы заработанные ими баллы.

Затем им предлагается шкала перевода баллов в оценку. Таким образом, ребёнок проводит самооценку своего труда. Роль учителя на данном этапе заключается в том, чтобы проанализировать типичные ошибки учащихся, провести коррекционную работу. Если работа на станциях заняла весь урок, то рефлексивный этап можно проводить на последующем уроке. В таком случае у учителя есть возможность самому проанализировать ошибки учащихся по их маршрутным картам и продумать работу по коррекции ошибок.

Вниманию учителей-практиков предлагается методическая разработка урока английского языка в 6 классе по теме “Nature: animals and plants”, которая может дать конкретное представление о проведении одного из этапов урока по методике станционного обучения.

На мой взгляд, одним из путей развития станционной методики является способ дифференциации заданий на каждой станции. Так, в разработке урока по методике станционного обучения, приведённой в этой работе, на станциях учащимся предлагаются для выполнения задания одного уровня сложности. С точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку стоит предусмотреть на каждой станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своим силам. В таком случае можно использовать карточки разного цвета. Например, карточка зелёного цвета обозначает задание элементарного уровня, выполнив которое ученик получает “3”. Карточка жёлтого цвета – задание среднего уровня сложности с оценкой “4”. А карточка красного цвета – задание повышенной сложности, выполнив которое ученик получает “5”. Ребёнок сам решает, какой уровень сложности ему “покорится”. Поначалу все ученики будут браться за задания на “5”, но систематическая работа по станционной методике научит детей реально оценивать свои силы. Кроме того, дифференцированные задания на станциях дадут учителю возможность работать на одарённого ученика, который опережает товарищей по скорости учебной работы, у этого ребёнка появится возможность изучать предмет глубже, чем это предусмотрено программой.

Методика станционного обучения практически универсальна в использовании, т.е. она может применяться в преподавании любого предмета. Более того, эта методика успешно применяется во внеклассной работе для проведения предметных конкурсов, состязаний, заочных путешествий и других форм внеклассной деятельности учителя-предметника.

В деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует. Я думаю, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приёмов и методов может дать необходимый нам результат, а именно глубокие и прочные знания, повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету, создание условий для саморазвития и самореализации ученика. Поэтому методика станционного обучения наряду с другими современными технологиями имеет право на существование, изучение и применение.

Литература:

1. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: 1996.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

3. Пименов А.Ю. Личностно ориентированная школа: утопия или реальность? // Завуч. 2001, № 3.

4. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. // Завуч. 2000. № 6.

Валентина Георгиевна Мишина ,
ГУ "Октябрьская средняя школа", г. Лисаковск, Костанайская обл.