Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №21/2009

Проблемы организации интеллектуально-творческих конкурсов и мероприятий

Сегодня проблема интеллектуально-творческого потенциала подрастающего поколения приобретает всё большее значение. Развитие одарённости становится одной из основных задач современного образования.

Анализ опыта работы показал необходимость организации специальной развивающей деятельности по данному направлению, что предполагает организацию самостоятельных индивидуальных исследований учащихся в той области знаний, которая представляет для них наибольший интерес. Тем самым ребёнок получает опыт собственно творческой работы: не просто усвоения накопленного людьми знания, но производства своего продукта.

А между тем сложившаяся система научно-исследова-тельской работы, интеллектуально-творческих конкурсов и мероприятий ориентирована на соревновательные, а не на развивающие цели. Причём дети в этом случае часто выступают средством удовлетворения амбиций педагогов и образовательных учреждений. Например, Фестиваль юных интеллектуалов как система, стимулирующая активность, инициативность, креативность учащихся и способствующая формированию продуктивной социализации, в действительности не реализует свой потенциал.

На наш взгляд, можно назвать следующие основные причины такой ситуации:

• учёт результатов в качестве показателей рейтинга образовательного учреждения;

• не эффективна работа по обеспечению “обратной связи”, позволяющей не только оценить результаты, но и выявить основные проблемы, перспективы и резервы их решения;

• интеллектуально-творческие мероприятия не являются праздником для детей, а представляют собой испытание детей, нагруженных чувством ответственности и долга перед педагогами и образовательными учреждениями;

• не организована система психологического сопровождения и подготовки к конкурсам и турнирам;

• оставляет желать лучшего подход к информационному обеспечению. Предоставляемая информация рассчитана на чиновников системы образования и администрацию ОУ, не включает в себя специфическую направленность для учителей, родителей и детей как непосредственных участников;

• родители как субъекты образовательного процесса практически не включены в систему интеллектуально-творческих мероприятий и конкурсов;

• требует изменения организация подведения итогов участия, поздравления победителей, торжественных линеек, открытий и закрытий интеллектуальных конкурсов;

• во многих случаях до сих пор остаются “непрозрачными” принципы подбора жюри, объективность оценивания и возможность апелляции.

Исходя из вышесказанного, нам представляется необходимым скорректировать систему интеллектуально-творческих конкурсов и мероприятий с тем, чтобы она отвечала цели создания условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся и решала следующие задачи:

• повышение интереса к творческой научно-исследова-тельской деятельности;

• выявление детей, имеющих склонность к исследовательской и творческой деятельности;

• развитие одарённости учащихся средствами дополнительного самообразования;

• отработка механизма проведения конкурсов;

• совершенствование системы подготовки учащихся к самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности.

Для этого конкурсы и турниры должны быть организованы на основе следующих принципов:

1. Создание праздничной атмосферы. Этот принцип предполагает соответствующее оформление предметного пространства, которое должно отвечать принципам гибкости, вариативности и информативности, а также торжественное открытие и подведение итогов, призы и подарки всем участникам, дополнительные развлекательные мероприятия.

2. Обеспечение ситуации успеха, которая достигается за счёт доброжелательной атмосферы, установки на принятие каждого ребёнка, системы поощрения и награждения для каждого ребёнка, возможности проявить себя в различных дополнительных мероприятиях, поддержки со стороны учителей и родителей. Особое значение в этой связи приобретает система оценивания и подведения итогов, которая должна быть не только объективной, но и лояльной, корректной, индивидуально ориентированной. Для обеспечения объективности важно организовать предварительное информационное обеспечение (Положение о Конкурсе, критерии оценки), включить в состав жюри сопровождающих учителей, обеспечить отсутствие жёсткой установки на соревновательность и конкуренцию среди ОУ.

3. Активное участие всех субъектов образовательного процесса. Особое внимание необходимо уделить использованию и поощрению инициативы родителей, привлечению их к активному участию в дополнительных мероприятиях, в работе жюри. Очень важно организовать взаимодействие детей разного возраста.

4. Соответствие возрастным особенностям. Все конкурсы и турниры проводятся по единой схеме, а между тем, необходимо учитывать возрастные особенности при разработке требований к оформлению и содержанию работ, выступлениям участников, при оформлении соответствующего развивающего пространства и выборе стиля общения, при определении секций и номинантов. Например, для учащихся начальной школы нужно вводить элементы игры и подводить итоги в тот же день.

5. Эффективная организация, которая предполагает наличие программ проведения конкурса и критериев оценки у всех участников, создание информационного и развивающего пространства, отсутствие пауз и перерывов в работе, чёткие инструктажи и соблюдение регламента, обязательное обеспечение обратной связи.

Мы считаем, что именно такие интеллектуально-творческие конкурсы и мероприятия важны и необходимы. Можно избежать “взрослой” конкуренции в детских мероприятиях. Дети хотят и любят выступать, а наша задача заключается в том, чтобы сочетать интеллектуальные, игровые, творческие мероприятия и превращать такие конкурсы в праздник для детей. Это является оптимальной формой работы по созданию педагогического сообщества. Такие конкурсы отвечают задачам Программы “Одарённые дети” и обязательно должны проводиться регулярно в рамках Программы.

Статья опубликована при поддержке сайта педагога-исследователя Сидорова Сергея Владимировича. Этот ресурс будет интересен и полезен в первую очередь студентам педагогических специальностей, преподавателям, школьным администраторам и педагогам-исследователям. Приоритетная тематика сайта si-sv.com - инновации в сельской школе и школьный инновационный менеджмент. Автор сайта делится своим опытом в организации профессионально-педагогической деятельность на новом технологическом уровне, повышении эффективности работы со студентами-заочниками, внедрении элементов дистанционного обучения и научно-исследовательской работы. На страницах сайта Сергей Владимирович делится своим мнением о проблемах, входящих в круг его научных интересов и определяющих приоритетную тематику ресурса.

Ирина Петровна Зимина ,
педагог-психолог высшей кв. категории ;
Ирина Борисовна Логинова ,
педагог-психолог высшей кв. категории