Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №16/2009

Мы едем в Великобританию!

Учебная программа межпредметного курса по выбору в предпрофильной подготовке школьников 9-х классов по английскому языку

Развитие мотивации к изучению английского языка посредством предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов

Многие учителя хорошо знают, насколько легче преподавать предмет тем ученикам, которые осознают его значимость для будущей профессии (по данным социологов, около 65% учащихся уже в школе знают, по крайней мере, приблизительно, с чем будет связана их профессия). Для таких учеников изучение предмета окрашено личностным смыслом. У детей появляется мотивация к его изучению. Мотивация является одним из важнейших элементов совершенствования профильно-ориентированного обучения английскому языку.

В наше время, когда знание иностранных языков по праву занимает одно из важных мест в оценке человека как профессионала, всё больше учащихся выбирает наш предмет для профильного изучения. Поэтому мы отводим значительное место предпрофильной подготовке, а именно курсам по выбору. Это способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня практических навыков говорения, расширению кругозора и т.п.

Цель: Способствовать самоопределению учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения в 10–11-х классах.

Задачи:

• Выявление интересов и склонностей, способностей школьников.

• Создание условий для осуществления проб учащимися, ориентированными на выбор гуманитарного профиля обучения в старшей школе.

• Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

• Создание условий к готовности учащихся принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Данный курс по выбору представляет собой видеокурс, дающий основы знаний для подготовки учащихся к поездке за границу. Он даёт возможность восстановить в памяти и систематизировать имеющиеся у учащихся отрывочные знания по этикетным формулам английского языка, традициям Британии, её достопримечательностям. Данный курс уникален тем, что за короткий срок (17 часов) позволяет ознакомить учащихся с особенностями поведения за границей, начиная с посещения турагенства и заканчивая возвращением домой. В ходе данного курса учащиеся смогут испытать свои возможности в общении с англоговорящими людьми в форме ролевой игры и определить, насколько реальна для них поездка за границу в плане владения английским языком и способности к коммуникации.

Учащиеся познакомятся с традиционными особенностями страны, этикетными формами ведения диалога на таможне, вокзале, в гостинице, увидят улицы Британии, телефоны, автобусы, метро, основные достопримечательности Лондона по видео, услышат аутентичную английскую речь, что будет способствовать развитию мотивации посетить эту страну, пообщаться с английскими сверстниками.

Занятия построены таким образом, что каждый из учащихся попытается ответить на заданные ему сверстником вопросы. Для учащихся будет создано “погружение в англоязычную среду”, где каждому нужно будет “выжить в чужой стране”, используя при этом свои личностные качества и умение применить изучаемый в школе язык на практике.

Курс включает в себя лекции, просмотры видеосюжетов, практические занятия, ролевые игры, игровое моделирование и, как итог работы, выполнение проекта в форме путеводителя по одному из городов Британии.

Данный курс отличается от базового тем, что включает в себя темы, не рассматриваемые в школьном курсе, а те темы, что даны лишь вскользь, представлены в данном курсе углубленно и более приближены к жизни. Он представляет собой качественно новый метод подготовки учащихся – работу с видеофильмом и видеосюжетом. Это возможность погрузиться в англоязычную среду, представить себя один на один с англоговорящим человеком и принять самостоятельное решение по поведению в определенной ситуации, в зависимости от создавшихся условий общения.

Прослушав данный курс, учащиеся смогут понять, как вести себя за границей, и насколько реально они готовы к этому, что также окажет им неоценимую помощь в самоопределении. Учащиеся лучше смогут понять свои возможности для обучения за границей, для общения с носителями языка, раскроют свои способности к коммуникации на английском языке. Этот курс поможет им повысить не только самооценку, дать возможность утвердиться в среде сверстников, но также будет способствовать самопознанию, повысит мотивацию для дальнейшего изучения языка и ориентации на гуманитарный профиль (профессии – филолог, лингвист, учитель английского языка), а также возможность попробовать себя в качестве гида, переводчика, работника турагенства или другого специалиста по туризму, то есть будет способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению.

Характерными особенностями при организации учебного процесса в рамках данного курса являются:

• Индивидуально-личностный подход к ученикам.

• Ориентированность программ обучения на социальную защиту подростков, развитие индивидуальных качеств школьников для успешного вхождения в социум.

• Повышение качества обучения за счет внедрения активных форм и методов, использования технологий проблемного обучения, развития творческих способностей учащихся.

Ожидаемый результат:

Учащиеся пробуют свои силы в гуманитарном направлении, что способствует их самоопределению и дальнейшему выбору гуманитарного профиля, учащиеся получат возможность решить, привлекают ли их профессии, связанные с изучением английского языка (международные отношения, международная экономика, туризм, филология, лингвистика, профессии учителя английского языка, переводчика, гида-переводчика, секретаря-референта, журналиста и т.п.).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темыКол-во часовОрганизация учебной работыПрактика
1Планирование и организация поездки

• Планирование поездки за границу.

Особенности Великобритании.

• В турагенстве.

• Организация путешествия. Заказ билетов.

• Как забронировать номер в гостинице. Где остановиться.

• Вызов такси.

6

1

1

1

2

1

Лекция. Работа с видеосюжетом.

Работа с видеосюжетом.

Работа с видеосюжетом.

Работа с видеосюжетом.

Работа с видеосюжетом.

Ролевая игра “Мой план поездки”

Игровое моделирование “If you go early, it will be cheaper”.

Ролевая игра “Travel arrangements”.

Моделирование телефонного разговора: “Could you spell that?”

Ролевая игра “Заказ номера в гостинице”.

Моделирование телефонного разговора: “Calling a cab”.

2Поездка за границу

• Как добраться до станции.

• На вокзале.

• В самолете. На таможне.

3

1

1

1

Работа с видеосюжетом.

Работа с видеосюжетом.

Работа с видеосюжетом. Письмо.

Игровое моделирование “Must I change?”

Игровое моделирование “Quarter past eleven”.

Ролевая игра “На борту самолета”, заполнение таможенной декларации и бланка въезда. Прохождение паспортного контроля.

3Прибытие в страну.

• Добро пожаловать в Великобританию.

• Транспорт в Британии. Как спросить дорогу.

• В гостинице.

4

1

2

1

Работа с видеосюжетом.

Лекция. Просмотр видеофильма. Работа с видеосюжетом.

Работа с видеосюжетом.

Ролевая игра “Welcome to Britain!”

Игровое моделирование: “Take the second on the right.” “Don’t turn left.”

Ролевая игра “Would you like a single?”

4Нахождение в Британии

• Денежная система страны. Покупки.

• Путешествие по городу.

3

1

2

Лекция. Работа с видеосюжетом.

Урок-практикум. Видеогид. Творческая работа.

Игровое моделирование “Do you like this one?”

Проект: “Путеводитель по Британии” (любой город на выбор).

5Возвращение домой. Впечатления о поездке.1Работа с видеосюжетом. Урок-практикум.Ролевая игра “Мы делимся своими впечатлениями о поездке в Великобританию.”

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1. Что мы должны знать об особенностях Британии и её традициях, чтобы сделать наше путешествие максимально комфортным. Проблемы, с которыми вы можете столкнуться: пользование телефоном, службы помощи, принимающая семья, группы по изучению языка, особенности питания, погода, часовые пояса, медицинская страховка. Речевое поведение в сложных ситуациях: обращение в полицию.

Занятие 2. Как вести себя в турагенстве. Как выбрать тур, в зависимости от ваших целей и возможностей.

Занятие 3. Как организовать свое путешествие. Заказ билетов по телефону.

Занятия 4–5. Как забронировать номер в гостинице. Где остановиться.

Занятие 6. Как вызвать такси по телефону.

Занятие 7. Как добраться до станции.

Занятие 8. На вокзале. Покупка билета, посадка в поезд. В аэропорту. Посадка на самолет. (См. Приложение 1)

Занятие 9. В самолете. Заполняем бланк въезда. Паспортный контроль. Таможенная декларация. (См. Приложение 2)

Занятие 10. Прибытие. Встреча в аэропорту или на вокзале. Добро пожаловать в Британию. Ведение этикетного диалога.

Занятия 11–12. Как спросить дорогу. Особенности транспорта в Британии: метро, автобусы, поезда местного сообщения.

Занятие 13. В гостинице. Заказ номера. Разговор с администратором. Как вести себя в том случае, если номер не был забронирован заранее.

Занятие 14. Денежная система Британии. Виды денежных знаков. Банки: кредитные карты, чеки, обмен валют. Почта: марки, телефонные звонки по Британии и за границу. Магазины. Что нужно знать о британской системе размеров, покупая одежду и обувь. Способы оплаты.

Занятия 15–16. Однодневная экскурсия по Британии. Видео-путешествие по Лондону. Творческая работа – проект путеводителя по достопримечательностям любого британского города на выбор.

Занятие 17. Возвращение домой. Делимся с друзьями впечатлениями о поездке.

Приложение 1

Приложение 2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

• учащиеся должны овладеть основами ведения этикетного диалога и речевого поведения в обозначенных выше ситуациях общения, а также уметь провести небольшую заочную экскурсию по достопримечательностям выбранного ими города Британии. Это будет выполнено в форме защиты проектной работы, которая будет являться итогом занятий, и будет оцениваться зачтено/незачтено.

• овладение учащимися вышеперечисленными основами умений будет способствовать их определению в выборе профиля, в частности, гуманитарного.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Динамика интереса

Анкетирование:

Занятие 1

– Что вы ожидаете узнать и чему научиться, посещая данный курс?

Занятие 17

– Насколько оправдались ваши ожидания при изучении данного курса?

– Что интересного и полезного вы узнали и взяли для себя?

– Помог ли данный курс в выборе профиля дальнейшего обучения?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

“Лучики солнца”

“Букет настроения”

“Дерево чувств”

Рефлексия содержания учебного материала

Прием незаконченного предложения

Рефлексия отношения к проблеме

Прием “Даймонд”

Рефлексия достижения цели

Рефлексия деятельности

Самооценка активности на каждом этапе урока

Личностная рефлексия

Прием “Received the answer or not”

“Рыбья кость”

“Песочные часы”

“Грабли”

“Гроздь”

Групповая или коллективная рефлексия

“Mastery Learning”

“Round Robin”

“Word Web”

Литература:

1. Английский для повседневного общения. Видео-курс. Обнинск: Титул.

2. Голицынский Ю. Великобритания. Пособие по страноведению для гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. СПб.: Каро, 1999 г.

3. Голицынский Ю. Пособие по разговорной речи. СПб.: Каро, 2005 г.

4. Города и графства. Лингвострановедческий справочник. М.: Просвещение, 2003 г.

5. Оксфордский русско-английский словарь. / Сост. М. Уиллер, 70 тыс. слов. М.: Престиж, 1998 г.

6. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. М.: АСТ, 2003 г.

7. Скалкин В.Л. Английский язык в ситуациях общения. М.: Высшая школа, 1997 г.

8. Тимановская Н. Взгляд на англоговорящие страны. Учебное пособие по страноведению. Тула: Автограф, 1999 г.

9. Толковый словарь английского языка. Под ред. А. Хорнби. М.: Сигма-пресс, 1996 г.

10. Томахин Г.Д. Будни и отдых британцев. Лингвострановедческий справочник. М.: Просвещение, 2002 г.

11. Томахин Г.Д. По странам изучаемого языка. М.: Просвещение, 1998 г.

12. Цыбуля Н.Б. Страноведение. М.: Оникс, 2002 г.

13. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся. Иностранные языки в школе. № 1/2005 г.

14. Oshchepkova V.V. Britain in Brief. M.: Новая школа, 1997 г.

15. In Britain. Титул, 1997 г.

16. Kenneth Katzner. English–Russian Dictionary. Book 1. M., 1991 г.

17. Kenneth Katzner. Russian–English Dictionary. Book 2. M., 1991 г.

18. Webster’s Dictionary. 350 тыс. слов. Запорожье, 1993 г.

Оксана Викторовна Нартова ,
МОУ Поспелихинская СОШ № 2, г. Барнаул, Алтайский край