Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №5/2009

Интерактивные занятия как форма развития коммуникативных навыков при проведении выездного языкового лагеря

Цель: активизировать потенциал знаний и умений, навыков говорения и аудирования у учащихся 4-х классов.

Задачи:

– расширить лексический запас;

– работать над фонетической составляющей произносительной речи с помощью разучивания стихов и песен;

– расширить лингво-страноведческий компонент знаний учащихся;

– знакомить учащихся с речевыми клише, необходимыми для общения в реальных жизненных ситуациях;

– воспитать у детей уважительное отношение к партнерам по команде и соперникам.

Пути реализации поставленных задач:

– организация процесса обучения для реализации практических целей в реальных жизненных ситуациях;

– создание атмосферы неформального общения для снятия психологического и языкового барьера;

– использование метода проекта, ролевых игр и драматизации;

– изменение роли учителя – статус “консультанта” и “помощника”.

Интерактивные занятия – это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников. Выездной языковой лагерь даёт возможность изменить привычную окружающую обстановку, создать атмосферу дружественного неформального общения, отдыха. Для того, чтобы освоить живой язык, нужно живое общение и возможность свободного перемещения. Основными задачами интерактивных занятий являются не учебные, а практические, смоделированные учителем задачи, активизирующие навыки аудирования и говорения: купить что-либо в магазине, сделать заказ в кафе, спросить дорогу и т.д.

Важным компонентом активных методов обучения является создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Поэтому подбор материала и разработку заданий мы строили на следующих принципах:

– новизна материала (использование неизвестных для учащихся текстов, песен, стихов и т.д.);

– посильность выполнения заданий (в основе лежит пройденный лексический и грамматический материал);

– минимизация заданий для учащихся, предполагающих письменную форму выполнения.

Используемые формы работы: групповая; cоревнование; индивидуальное первенство.

Технология выполнения заданий

1. Метод проектов

Проект – это самостоятельная работа учащегося, в которой речевое общение тесно связано с другой его деятельностью. Овладевая методом проектирования, младший школьник учится мыслить творчески, планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

При подаче материала готового проекта реализуется принцип наглядности обучения. Учащимся предлагается оформить макет витрины магазина (кафе, аптеки), используя заранее подготовленный ими материал. Работа организована в группах по 5–8 человек.

По завершении подготовительной работы группа должна составить текст-описание своего проекта в форме рекламы. Учащиеся могут пользоваться словарями и помощью преподавателя-“консультанта”.

Если групп несколько, презентация проекта может проходить в форме соревнования. Команда сама выбирает форму выступления – индивидуальная, парная или групповая.

Готовые макеты учащиеся используют в качестве декораций для своих ролевых игр.

2. Ролевые игры

В методике проведения ролевых игр воплощается принцип функциональности обучения иностранному языку. Процесс иноязычного общения представляет собой модель реального общения. Ученик понимает, что может дать ему практическое овладение иностранным языком.

В настоящее время основная цель обучения английскому языку в школе состоит в том, чтобы научить учащихся общению на английском языке. Главной положительной чертой ролевой игры является возможность свободного общения на иностранном языке.

Для реализации ролевой игры необходимы декорации и реквизит. Преподаватель-“консультант” знакомит учащихся с английскими речевыми клише для моделирования различных ситуаций общения в реальной жизни.

Ролевая игра “Corner Shop” (“Café”)

Каждый ученик должен побывать в роли покупателя (посетителя) и продавца (официанта). Таким образом, неоднократное говорение и прослушивание фраз речевого этикета в сочетании с необходимостью адекватного реагирования на ситуацию создает условия для появления спонтанной речи.

Shop

Assistant: Good morning (afternoon/evening)! Can I help you?

Customer: Good morning (afternoon/evening)! Yes, please. I’d like one Choco-pie, a bar of chocolate and an apple (orange/peach…) juice, please. Do you have any?

Assistant: Of course, I do. Here you are. Anything else?

Customer: No, thanks. How much is it?

Assistant: It’s… How would you like to pay: cash or by credit card?

Customer: Cash/by credit card. Here you are.

Assistant: Thank you, sir/madam. Here’s your change. Good bye!

Customer: Good bye!

Café

Waiter: Good morning (afternoon/evening)!

Customer: Good morning (afternoon/evening)!

Waiter: This way, please. Here’s the menu. Are you ready to order?

Customer: Yes, I am. I’d like an orange (apple/pineapple/grape) juice and a cake, please.

Waiter: Yes, certainly.

Customer: The bill, please.

Waiter: Here it is, sir/madam. How would you like to pay: in cash or by credit card?

Customer: In cash/by credit card. Here you are.

Waiter: Here’s your change. Good bye! Please come again!

Customer: Thank you. Good bye!

Ролевая игра “Путешествие по Лондону”

Игра развивает навыки говорения и аудирования у учащихся и расширяет их кругозор в области лингво-страноведческого компонента.

Рабочие материалы для проведения игры:

– макет фрагмента карты Лондона с названиями улиц, выполненный так, чтобы дети могли “ходить по улицам”: размеры макета – 3 х 4 м, ширина улиц – 20–25 см;

– фотографии достопримечательностей Лондона формата А4 по 1 экз. и фотографии этих же достопримечательностей размером 10 х 8 см по 3–4 шт.

– уменьшенная копия фрагмента карты (А4) с обозначением мест всех достопримечательностей без подписей и с индивидуальным заданием, на котором отмечено место, где находится “ученик-турист” и названа историко-архитектурная достопримечательность, которую он должен найти;

– уменьшенная копия фрагмента карты Лондона (А4) с обозначением мест всех достопримечательностей и их названиями, в качестве справочного материала “местного жителя” – 5 шт.

Технология проведения игры:

1. Пользуясь речевыми клише, объединенными в группу “Asking the way”, спросить у “местного жителя”, как пройти к заданной достопримечательности.

2. Слушая объяснения “местного жителя”, нарисовать свой путь на карте.

3. Пройти по макету карты центра Лондона до нужного объекта.

4. Подтверждением правильности выполнения задания является фотография искомой достопримечательности с надписью.

Asking the Way

Tourist: Excuse me.

Londoner: Yes?

Tourist: Could you help me?

Londoner: With pleasure!

Tourist: How can I get to…?

Londoner: Go straight ahead. Walk to the corner. Walk along the street. Turn to the right/left. … is there.

Tourist: Thank you very much!

Londoner: You are welcome!

После разбора новых речевых клише с преподавателем-“консультантом” пара “Турист”-“Местный житель” начинают диалог. У “местного жителя” есть оригинал карты с пронумерованными достопримечательностями.

Одновременно могут работать 3–4 пары. Каждый учащийся должен выступить в обеих ролях.

3. Драматизация

Драматизация – это один из эффективных методов интерактивного обучения. Он обеспечивает усвоение нового лексического материала и создает эмоционально-положительный настрой в обучении. По сути, драматизация может рассматриваться как одна из форм ролевой игры, в которой у каждого участника есть возможность проявить себя.

При отборе лексического материала мы руководствовались следующими принципами: доступности; вовлечения максимального числа учащихся в группы; заинтересованности учащихся в драматизации (юмористические рассказы).

4. Песни и стихи

Разучивание песен и стихов помогает детям почувствовать особый фонетический строй английского языка, его мелодику и ритм. Учащиеся обогащают свой словарный запас и отрабатывают произношение без утомительного заучивания, что повышает их мотивацию к изучению английского языка.

В ходе работы английского лагеря детям было предложено для изучения стихотворение “My Favorite Things”. Позднее во время просмотра фильма “Звуки музыки” дети услышали знакомые слова в песне и подпевали.

Выводы:

1. Интерактивные занятия, проводимые во время работы выездного английского лагеря, способствуют успешному развитию навыков говорения и аудирования.

2. В программу работы лагеря может быть включен лексический и лингво-страноведческий материал для мотивированных учащихся, который не удается использовать в рамках учебной программы, в связи с ограниченным количеством учебных часов.

3. Неформальная обстановка создает психологически комфортную атмосферу, повышающую мотивацию учащихся к изучению английского языка.

Л. Б. Костерина ,
Прогимназия № 1723 ЗАО г.Москвы