Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №22/2008

Как повысить мотивацию школьников изучать английский язык

(в рамках обмена опытом)

Существует много способов стимулировать учащихся лучше заниматься английским языком: от самых радикальных, таких как “папин ремень”, до полной свободы выбора – учить или не учить. Чтобы не впадать в крайности и в качестве обмена опытом, предлагаю Вам ненавязчивый опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках.

Я имею ввиду переписку наших учеников с их американскими сверстниками. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка. Перевод письма, написанного грамотным американским школьником, представляет немалую сложность для наших школьников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем. Например, один из моих учеников, получив письмо, в котором был использован Present Perfect Passive, обратился ко мне с вопросом “что это такое?”, что дало мне возможность на следующем занятии взять с ним этот грамматический материал. Видели бы вы, с какой заинтересованностью он осваивал эту тему!

Переписка помогает значительно повысить идиоматичность речи наших учеников, т.к., читая и переводя письма своих сверстников, они обращают свое внимание на то, что одну и ту же мысль мы часто выражаем с ними по-разному. Нередко одного письма им бывает достаточно, чтобы запомнить какое-то клише или конструкцию, на что в обычных условиях уходит занятие или два.

Переписка расширяет их запас лексики. Причем они получают наиболее актуальную для них лексику от своих сверстников, которая обычно характеризуется высокой частотностью.

Естественно, все это получается, если переписка осуществляется обычной почтой, что дает возможность поставить этот процесс под контроль. Реально все происходит таким образом: школьники пишут письма и сдают их нам, а мы отправляем их в одном большом конверте на адрес американской школы. Американцы поступают таким же образом, присылая свои письма на адрес нашей средней школы.

Еще одним стимулом, который повышает интерес учащихся к изучению английского, могут служить встречи и дискуссии с носителями языка. Дискуссии у нас проходят как на заданную тему (обычно стараемся подбирать тему, волнующую данную возрастную категорию учащихся), так и в форме “вопрос – ответ”, где можно задать вопрос на любую тему.

Во время данных дискуссий у школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи с носителями языка и развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень английского, что подстегивает многих к углублению своих знаний английского языка.

Для тех учащихся, которые уже владеют устной речью, есть возможность развивать умение четкого и ясного выражения своей мысли и аргументированного отстаивания своей точки зрения в дискуссии.

Трудно также переоценить опыт общения с носителями языка, который они приобретают во время таких дискуссий, преодолевая психологический барьер, возникающий при первом общении с иностранцами.

Все это проводится в рамках “Русско-английского клуба”, который был организован в средней общеобразовательной школе № 369 г. Москвы. Всех, у кого есть желание переписываться с американскими школьниками, мы приглашаем в наш клуб и постараемся найти каждому своего “pen pal” (друга по переписке). Требования самые простые: знания английского, позволяющие осуществлять переписку, а также элементарная ответственность и порядочность.

Мы также приглашаем всех желающих школьников, которые владеют навыками устной речи, на наши дискуссии с носителями языка в школе
№ 369 (М. Сокольники, ул. Гастелло,3).

За более подробной информацией обращаться по тел. 8 (926) 521-38-83.

 

Александр Скопинцев ,
Москва