Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №21/2008

Творческое обучение английскому языку в первом классе

Статья опубликована при поддержке Классического пансиона МГУ им.Ломоносова. — хранителя и продолжателя славных истории и традиций Благородного университетского пaнсиона, открытого по инициативе Михайло Ломоносова в 1779 году, вскоре после основания Московского университета. Классический пансион МГУ — это двадцатилетний опыт работы и верхние строчки в рейтингах образовательных учреждений не только России, но и в мире, это высочайший уровень образования и создание оптимальных условий для развития детей, это индивидуальный подход к каждому ученику, позволяющий максимально раскрыть потенциал ребенка, и воспитание высоконравственных, активных, мыслящих людей, у которых уже с самого раннего возраста закладывается и формируется желание постоянно узнавать что-то новое, самостоятельно искать ответы на сложные вопросы, пробовать свои силы в разных направлениях науки и искусства. Можно с уверенностью сказать, что выпускники Классического пансиона МГУ им.Ломоносова - это будущая интеллектуальная элита России. Подробную информацию о пансионе можно узнать на сайте pansionmsu.ru.

В данной статье мне бы хотелось поделиться своим опытом работы по развитию речевых и когнитивных способностей учеников первого класса на уроках английского языка.

Учителя английского языка нашего Центра Образования № 118 работают по УМК, созданному под руководством З.Н. Никитенко (издательство “Просвещение”). Авторы УМК разработали уникальную методику обучения иностранному языку, используя результаты исследований современной возрастной психологии и психолингвистики (Е.И. Негневицкая). Цели и технология обучения согласуются с основной задачей, которую выделяют педагоги нашего Центра, активным развитием психических функций ребенка: мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения. Мы также убеждены, что обучение иностранному языку в начальной школе имеет смысл только в том случае, если происходит гармоничное (не форсированное) развитие и воспитание ученика.

Наш опыт работы подтверждает, что наиболее благоприятный возраст для приобщения детей к иностранному языку – 6 лет (1-й класс), преимущества которого важно использовать, поскольку в последующем они утрачиваются.

Во-первых, у детей этого возраста появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта и поиску языковых закономерностей, системы, (К. Чуковский в книге От двух до пяти приводил примеры осмысления детьми взрослой речи), они легко запоминают и воспроизводят небольшой по объему языковой материал.

Во-вторых, основным видом деятельности для шестилеток остается игра, с мотивом, целью и результатом, в процессе которой происходит формирование основных компонентов учебной деятельности. Именно специально разработанный комплекс упражнений с использованием наглядных пособий и игрушек и сюжетные уроки (то, что вызывает эмоциональный отклик у детей) помогают ученикам непроизвольно усваивать большие лексические объемы (до 250 ед. в 1-м классе).

В данной технологии обучения учитывается тот факт, что звуковая сторона речевой деятельности является первичной для детей в родном языке, поэтому нам, как и авторам УМК, показалось целесообразным и естественным начать обучение иностранному языку с устного вводного курса. Аудирование в первом классе – это и цель и средство обучения, а основные задачи: развитие фонематического слуха, слухопроизносительных навыков, слухоречевой памяти, способности воспринимать английскую речь на слух. Такая технология изучения иностранного языка, основанная на принципе “от звука к букве” не конфликтует, а органично дополняет и поддерживает изучение родного языка.

В нашем Центре Образования на начальном этапе развития речевых способностей у детей как в родном, так и в иностранном языке, педагоги уделяют большое внимание развитию их фонематического слуха и способности к фонематическому анализу и синтезу. Из психологии известно, что большинство людей не обладают умением правильно слушать и запоминают лишь 30% из воспринимаемого в процессе слушания, а 85% старшеклассников не воспринимают тексты на слух. Низкая способность к звукоразличению приводит к функциональной недостаточности левой височной области, которая несет основную нагрузку в понимании речи. В результате у школьников в дальнейшем страдают слухоречевая память и письмо, появляются трудности при переводе звукового образа в графический, в назывании объекта (страдает номинативная функция речи), в развитии произвольного внимания, словесно-логического мышления и волевых качеств личности. Таким образом, целесообразность раннего обучения иностранному языку и необходимость устной основы обучения обусловлена психологией и физиологией маленького ученика.

Не менее важен вопрос психологической адаптации первоклассника в школе. Реализация принципа коммуникативной направленности обучения английскому языку способствует процессу привыкания детей к школе, поскольку многие из них испытывают трудности в общении и на родном языке. Для создания подлинно коммуникативной обстановки на уроке очень важен благоприятный психологический климат. Возможно, требуется специальная подготовка для учителя, которому следует научиться играть с детьми, проявлять заинтересованность в ходе игры и ее результатах, хвалить учеников за их эмоциональность и естественность. Преподаватель должен стараться выглядеть партнером, реагировать в большей степени на то, что, а не как сказано.

Пожалуй, самая большая трудность при работе с данным УМК – необходимость постоянного профессионального и творческого роста самого педагога, включая совершенствование в искусстве общения. Создание атмосферы творчества на уроке – это большой труд для учителя, зато дети усваивают материал легко и радостно.

Коммуникативной ценностью определяется и отбор лексики, которая группируется по семантическому признаку (названия животных, продуктов питания, игрушек и пр.) Порядок ознакомления со словами обусловливается легкостью их использования для общения, поэтому работа с лексикой начинается с глаголов движения. Это дает возможность ученикам взаимодействовать в играх и общаться, начиная с первых уроков, а также видеть результат воздействия своей речи. Используя глаголы каждый год на качественно новом уровне (в 1-м классе – в игровых коммуникативных заданиях на слух, во 2-м – изучая транскрипцию в устной и письменной форме, а затем овладевая и графической системой языка, в 3-м – употребляя формы настоящего и прошедшего времени в устной и письменной речи), к концу 3-го класса дети имеют в активном пользовании около 80–100 глаголов.

В книге для учителя для 1-го класса представлена интересная и эффективная серия упражнений, разработанная Е.И. Негневицкой для тренировки школьников в аудировании, осмыслении и употреблении слов. Сразу после ознакомления детям трудно произносить слова, но они могут узнавать их.

Примеры:

1. Аудирование слов и их пассивное узнавание. Дети соотносят произносимое учителем слово с картинкой и говорят “Yes” или “No”. Упражнение интересно в том случае, если ученики видят картинку, а преподаватель – нет. Например, учитель достает нечто из коробки, закрыв глаза, и пытается угадать, что это, называя по очереди новые слова.

2. Аудирование слов и их активное узнавание. Дети выбирают одну из нескольких картинок в соответствии с называемым словом.

Teacher: Сейчас будем варить обед для обезьянки. Но сначала пойдем и купим разные продукты. Я скажу кто и что купит. Nina! A carrot! Misha! Milk! Etc.

3. Употребление слов с подсказкой. Ученик повторяет одно из произносимых преподавателем слов, но не механически, а мотивированно.

Teacher: Я предлагаю три своих любимых цвета. Выбери тот, который тебе нравится больше всего. Olya! Red, pink, blue?

Pupil 1: Pink! Etc.

4. Употребление слова без подсказки. Названный предмет или картинку ребенок видит после того, как назовет слово.

Teacher: Будем угадывать, какой цвет спрятал Саша.

Pupil 1: White!

Sasha: No, I have no white.

Pupil 2: Blue!

Sasha: Yes, I have blue. Etc.

5. Самостоятельное употребление слова с выбором.

Teacher: Игрушки пойдут к тому, кто их позовет.

Pupil 1: Cat! Cat!

Pupil 2: Monkey! Monkey!

6. Самостоятельное употребление слова без выбора. В этом упражнении создаются условия для однозначного выполнения действия, и слово употребляется во фразе.

Teacher: Чтобы попасть в волшебный магазин, нужно рассказать, что вы видите на пригласительных билетах.

Pupil 1: I see soup and sausage.

Pupil 2: I see ice cream and coffee.

Pupil 3: I see bread and butter.

Обратите внимание: речевой образец единый, коммуникативная задача одна для всех, но каждый ученик выражает собственную мысль, не повторяет за кем-либо, т.е. творит свою речь. Это становится возможным потому, что в основе тренировки лежит не механическое повторение слов и образцов речи, а оправданные коммуникативно-речевые действия. Слово становится орудием речевой деятельности.

Грамматикой (на элементарном уровне) дети также овладевают с опорой на родной язык, используя прием “проблемная история”. Ошибки персонажей смешных историй, т.е. “проблемных”, помогают им осознать и запомнить правило. Таким образом, ученики открывают законы как родного, так и иностранного языка.

Хотелось бы остановиться на системе контроля в 1-м классе.

Баллы детям, конечно, не выставляются. Сосредоточенность на выполнении задания обеспечивается правилами игры, которые ребенок соблюдает, решая игровую коммуникативную задачу. Общая оценка учителя всегда положительная с конкретными указаниями на то, как улучшить достигнутый результат.

Сюжеты некоторых уроков построены таким образом, что преподаватель может отследить уровень сформированности речевых навыков и умений (причем учащиеся не знают о том, что их деятельность специально оценивается) и уделить больше внимания отстающим.

Пример из урока

Тема (сюжет): День рождения Алисы

Teacher: Ребята, сегодня мы на дне рождения у Алисы. На праздник пропустят только того, кто расскажет о себе и подарит девочке подарок (игрушки-картинки, которые дети нарисовали в Рабочей тетради).

Alice: I am Alice. I have a birthday. You are welcome.

Гости (ученики, у каждого в руках игрушка-подарок) представляются хозяйке и садятся на стулья (полукругом).

Pupil 1: I am Tanya. I can play the piano.

Pupil 2: I am Kolya. I can ride a bike.

Pupil 3: I am Nastya. I can sing a song.

Alice: I am glad to see you, dear boys and girls.

Учитель проверяет умение детей составлять высказывание о себе в двух фразах.

Гости рассказывают Алисе о своих подарках и вручают ей игрушки-картинки, которые нарисовали в Рабочей тетради.

Pupil 1: I have a cat. My cat is white. Happy birthday to you!

Pupil 2: I have a fox. My fox is orange. Happy birthday to you!

Pupil 3: I have a frog. My frog is green. Happy birthday to you!

Учитель проверяет умение учащихся составлять высказывания о своей любимой игрушке из двух фраз.

Контрольные занятия проводятся два раза в год. Проверка аудирования проходит в ситуации отгадывания загадок, контроль монологической и диалогической речи – в игровых ситуациях с использованием средств наглядности.

Таким образом, в первом классе создается основа коммуникативного ядра для устной речи и чтения и начинается формирование способности детей к общению. В начале 3-ей четверти первоклассники могут рассказать о себе, самостоятельно составив несколько предложений, поддержать беседу с учителем по пройденным темам (игрушки, любимая еда, школа и т.д.). Уже с первого класса, чувствуя себя успешными, ребята радостно и с гордостью стремятся продемонстрировать свои успехи в изучении английского языка родителям и учителям и становятся участниками традиционного школьного праздника “ABC Festival”.

Мы с удовольствием делимся своими наработками по развитию творческих способностей маленьких учеников и созданию образовательной среды в нашем Центре Образования. В приведенной ниже сцене из школьного праздника, поставленной на основе языкового материала 1-го класса, участвуют только первоклассники: два костюмированных персонажа (Professor Book, Scarecrow – одежда в заплатках, личико чумазое) и просто учащиеся.

CURTAINS OPEN

Characters:

Professor Book
Scarecrow
seventeen pupils of the first form
Carlson

Place: school, the first form.

P. Bооk: Good afternoon! I’m a teacher. My name is Professor Book.

Pupils: (in chorus) Good afternoon, Professor Book!

P. Bооk: (turns to his pupils) And what is your name?

Pupils: (in chorus) My name is… (every child says his/her name)

P. Bооk: (turns to Scarecrow) And what is your name?

Scarecrow: My name is Scarecrow!

P. Bооk: Good for you! Thank you. What can you do, kids?

Pupil 1: I can ride a bike!

Scarecrow: I cannot ride a bike!

Pupil 2: I can play football!

Scarecrow: I cannot play football!

Pupil 3: I can climb a tree!

Scarecrow: I cannot climb a tree!

Pupil 4: I can help my mother!

Scarecrow: I don’t have a mother!

Pupil 5:

I can clean the floor,
I can make the beds,
I can wash the plates
And I can bake the cakes!

Pupil 6: And I can read and write!

Scarecrow: I cannot read and write!

Pupil 7:

I’m a girl,
A little one!
I can play,
I can run!

Scarecrow: I cannot run!

Pupil 8: (pointing to the girl – pupil 7)

Have a look, this is Kate!
She can ski! She can skate!

Scarecrow: (bitterly) I cannot ski and skate!

Pupil 9:

And I can draw, Professor Book!
I have many pencils: red and green and blue,
I can draw a picture and give it to you!

Pupil 10:

I can draw my father,
I can draw my mother!

Pupil 11:

I can draw my sister
And my little brother!

P. Bооk: (smiling) Thank you, kids! Good for you! And can you count?

Pupils: (in chorus) Yes, we can!

The children of the first form sing a song “Ten Little Fingers”.

Ten Little Fingers

One little, two little, three little fingers,
Four little, five little, six little fingers,
Seven little, eight little, nine little fingers,
Ten fingers on my hands!
Ten little, nine little, eight little fingers,
Seven little, six little, five little fingers,
Four little, three little, two little fingers,
One finger on my hand!

P. Bооk: Very good, kids! And can we teach Carlson to count?

Pupils: (in chorus) Yes, we can!

Pupil 12: One, one, one! Please, dog, run!

Pupil 13: Two, two, two! Cats, run too!

Pupil 14: Three, three, three! Tigers, run to me!

Pupil 15: Four, four, four! Monkeys, touch the door!

Pupil 16: Five, five, five! Please, birds, fly!

P. Bооk: Very good, boys and girls! And what do you like, kids?

Pupil 17: I like cats and dogs!

Pupil 1: I like to eat ice-cream and to drink Pepsi!

Pupil 2: I like sweets and lollipops!

Pupil 3:

I like coffee,
I like tea!
I like apples
On the tree!

Pupil 4:

I like fish,
I like eggs,
I like cheese and meat!

Pupil 5:

I like cakes and biscuits,
In fact, I like to eat!

P. Bооk: Very good, kids! And do you like to play?

Pupil 6:

Little children, girls and boys,
Like the magic world of toys!

Pupil 7:

Roma likes his little rocket,
He can put it in his pocket.

Pupil 8:

Pasha likes his orange ball,
And Diana likes her doll.

Pupils: (in chorus)

We can play and play till night
When the days are grey and bright!

Pupil 9: Professor Book! And I like to go to school!

Pupil 10: (giving Scarecrow a big hug and a kiss on the cheek) And I like Scarecrow!

Pupils: (in chorus) We are friends!

The children of the first form sing a song “Clap Your Hands Together”.

Clap Your Hands Together

Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.

Sing, sing, sing a song,
Sing a song together.
Sing, sing, sing a song,
Sing a song together.

Dance, dance, dance a dance,
Dance a dance together.
Dance, dance, dance a dance.
Dance a dance together.

Wash, wash, wash your face,
Wash your face together.
Wash, wash, wash your face,
Wash your face together.

March, march, march a march,
March a march together.
March, march, march a march,
March a march together.

(Curtains close.)

Литература

1. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. М.: Наука, 1981.

2. Опыт работы педагогов ГОУ ЦО № 118 г. Москвы//Учитель. 2008. – № 3. Стр. 25-74.

3. Никитенко З.Н. Книга для учителя к учебному пособию “Начинаем изучать английский язык”. М.: Просвещение. 2003.

4. Никитенко З.Н. Учебник “Начинаем учить английский язык”. М.: Просвещение. 2003.

5. Никитенко З.Н. Рабочая тетрадь к учебнику “Начинаем учить английский язык”. Просвещение. 2003.

6. http: // www.prosv.ru/umk/nikitenko.

О. И. Долотова ,
ГОУ Центр Образования № 118, Москва