Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №4/2008

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.


В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Энциклопедия.ру" - русскоязычной онлайн энциклопедии, которую может редактировать каждый. Однако в отличие от своего аналога - Википедии, в которой создавать и редактировать статьи может абсолютно любой, соблюдающий правила Wikipedia пользователь, на сайте ensiklopedia.ru прежде чем начать работать с текстами желательно пройти несложную и занимающую всего несколько минут процедуру регистрации. В дальнейшем при входе на портал энциклопедии необходимо представляться системе или ставить отметку в опции «Запоминать ваш пароль между сеансами». Без обсуждения возможно исправление только грамматических, стилистических и типографических ошибок.Однако существенные добавления и правки, серьёзно меняющие смысл текстов, должны в обязательном порядке объясняться на страницах обсуждения на сайте "Энциклопедия.ру".

Информационные и коммуникационные технологий (ИКТ) на уроках английского языка:
• презентации в Power Point;
• текстовые редакторы;
• электронные таблицы;
• тесты;
• интернет ресурсы;
• электронные учебники.

Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например, широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Текст может быть начитан носителями языка. Но составление презентации требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумывания структуры презентации, выбора оформления и т.д. В настоящее время широкое распространение в школах получило и компьютерное тестирование. Этот способ контроля знаний имеет свои недостатки, но возможность за короткое время оценить многих и сделать это достаточно объективно обеспечивает этой технологии широкую популярность.

Наиболее эффективной технологией, на мой взгляд, является использование на уроках электронных учебников, но сегодня довольно ограниченный круг учителей использует эту технологию, несмотря на большой выбор разнообразных по качеству электронных учебников.

ЦОР представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:
• символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики);
• образные объекты (фото, рисунки);
• аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка);
• видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты);
• объекты "виртуальной реальности" (тренажёры, интерактивные модели, конструкторы).

Каждый из объектов обладает самостоятельной ценностью и может быть использован в обучении автономно. Некоторые из учебных объектов обладают явным приоритетом в применении (это зависит от конкретной организационной формы). Учитель должен рационально использовать цифровые образовательные ресурсы на занятиях различных видов (уроках, лекциях, занятиях элективного курса, практических занятиях и т.д.).

Использование ЦОР позволяет:
1. улучшить эффективность и качество образования;
2. ориентироваться на современные цели обучения;
3. повысить мотивацию учащихся к обучению;
4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5. учитывать страноведческий аспект;
6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7. реализовать индивидуальный подход;
8. усилить самостоятельность школьников;
9. изменить характера взаимодействия учителя и ученика;
10. объективно оценивать знания учащихся;
11. повысить качество наглядности;
12. облегчить труд учителя.

Использование ЦОР позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места в лаборантских помещениях. Кроме того, занятие можно проводить не только в специально оборудованном классе, но и в любом другом помещении, в котором можно развернуть экран и видеопроекционное оборудование с компьютером (ноутбуком).


При использовании мультимедийных материалов на CD-дисках мы опираемся на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализация. Кроме того, входящие в состав электронных учебных пособий интерактивные контрольные тесты и тренажеры с системой реакций на неправильный ответ (подсказки, наводящие вопросы, гиперссылки на справочную часть пособий, индивидуальные рекомендации) позволяют анализировать уровень освоения различных тем и школьных курсов в целом.

Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;
• экономить время для речевой практики;
• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;
• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.

Электронные учебные пособия помогают ученикам:
• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
• осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
• самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
• приобрести навыки работы с компьютером;
• основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование ЦОР на уроках английского языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения английского языка. Использование ЦОР в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Формы работы с ЦОР:
• фронтальная;
• групповая;
• парная;
• индивидуальная.

Задания можно использовать на уроке в обычном классе при наличии компьютера и проектора для проведения фронтального опроса, когда ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране. Было отмечено, что при использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремились попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Также было отмечено необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.

Многие специалисты считают, что групповая форма обучения создает дефицит речевой деятельности студентов. При обучении с использованием ЭУ этот дефицит возрастает. Одним из решений, позволяющих снизить этот дефицит, является использование парного обучения при коллективном способе. ЦОР позволяет быстрее выполнить задание и оставшееся время я посвящаю развитию диалогических и монологических навыков (например, обсуждение темы после выполнения задания ЦОР).

При изучении иностранных языков ЦОР успешнее всего применяется для:
• формирования новых знаний;
• применения знаний на практике.

Этапы при работе с дисками на уроках английского языка:
1. Вступительное слово преподавателя по теме диска.
2. Предварительная работа с лексикой.
3. Самостоятельная работа с диском.
4. Обсуждение пройденного материала (разговорная практика).

На первом этапе преподаватель знакомит с темой диска, его структурой и содержанием, объясняет последовательность работы. На втором этапе выполняются задания, направленные на отработку основных слов и выражений, например, объясняются ключевые слова, подбираются синонимы и антонимы; дается перевод на английский язык; проводится работа с адаптированными мини-текстами (их чтение, перевод на родной язык, ответы на вопросы, вставка пропущенных слов и т.д.); выполняются задания по словообразованию (образование различных частей речи, сложных слов, нахождение в ряду слов родственных слов и др.) На третьем этапе учащиеся самостоятельно работают с диском. На четвертом этапе обсуждается материал диска, его содержание, основные вопросы, которые в нем затронуты, устраиваются мини-диспуты по пройденным темам. Таким образом, работа с мультимедийными материалами способствует более глубокому усвоению учащимися английского языка, так как компакт-диски аутентичны, актуальны, используют все виды наглядности, обеспечивают возможность самостоятельной работы в компьютерном классе, помогают развитию монологической и диалогической речи.

На своих уроках я использую следующие Цифровые образовательные ресурсы (см. таблицу).
В заключении хотелось бы отметить, что полноценное внедрение ЭУК и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, применять индивидуальный подход, развивать лингвистические способности учащихся и объективно оценивать качество знаний каждого ребенка.

Таблица: Цифровые образовательные ресурсы

Название ЦОР Практические рекомендации по использованию ЦОР в учебном процессе:

1. “Английский путь к совершенству 2”

Классы: 10–11
Преимущества полного интерактивного курса:
• предлагается большое количество разнообразных стратегий обучения;
• используются высокоэффективные и продуктивные методы обучени;
• модульность системы (уроки данного курса представлены в определенной последовательности, рекомендуется изучать курс по порядку);
• есть возможность самому выбирать модули и определять порядок прохождения курса);
• помогает развивать навыки устной речи, принимать участие в реальном общении, овладевать навыками чтения и письма ;
• имеется подробное руководство к эксплуатации;
• курс обучает трем языковым навыкам – разговору, чтению и письму, а также лексике и грамматике.
Имеется раздел “особенности культуры”, в котором находятся объяснения нюансов в значениях слов и фраз, советы по поведению в культурной среде, описание деловых и национальных обычаев.
Каждый модуль состоит из глав, которые содержат различные уроки и игры. В видеофрагментах участвуют актеры, занятые в реальных беседах. Можно увидеть проговариваемый текст. В разговоры включены примеры лексики и грамматики, преподаваемой на уроке. За видеофрагментами следуют речевые задания. Имеется возможность записать себя в роли любого персонажа в ролевой игре.
Уроки чтения представляют собой разнообразие общих и специальных текстов: писем, посланий по электронной почте, рекламных объявлений.
Курс содержит около 1200 слов и выражений. Можно услышать правильное произношение слова, увидеть перевод и предложение, показывающее правильное использование слова. В этом курсе подробно преподается грамматика. Игры объединяют языковой материал, пройденный на уроке.

2. “In and around London”, 2000

Преимущества:
• содержит страноведческую информацию по основным достопримечательностям Лондона, около 100 красочных фотографий, интерактивную карту, двигающиеся панорамные виды, тестирование, список веб-сайтов, содержащих дополнительную информацию по Лондону;
• развивает навыки чтения, аудирования, возможно выполнение творческих заданий после работы с диском;
• легко устанавливается;
• может быть использован самостоятельно или совместно с учебником In and around London.
Недостатки:
• нет возможности копирования фотографий и текстов;
• нет заданий после каждого модуля;
• интерактивная карта не увеличивается на весь экран.

3. “Английский язык” основная школа), 2004

Тематика общения в ЦОР: моя семья и я, мои друзья и я, моя школа, школьное образование, мир вокруг меня.
Речевые умения: говорение, чтение, аудирование, письмо, тесты и игры.
Страноведение: Великобритания, США, Канада, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Россия, тесты и игры.
Языковые знания: графика и орфография, произношение, грамматика, лексика.
Классы: с 5 по 10
Вид работы с ЦОР: Демонстрация на большом экране для всего класса, групповая работа учащихся,
индивидуальная работа
делится на дополнительные подтемы
Виды заданий:
Интерактивное задание “Расставьте фразы” направлено на формирование диалогического высказывания. После прослушивания диалога у учащегося есть возможность выбора своей роли.
Интерактивное задание “Выберите подходящую грамматическую форму” позволяет разнообразить формы работы на уроке, сделать его интересным и сэкономить время (не тратить на переписывание) и позволяет ученикам самостоятельно вспомнить и закрепить подзабытый материал.

4. “Английский из Англии” углубленный курс английского языка + аудиограмматика (Bridge to English II), 2005

Классы: 7–11
Преимущества:

• содержит разнообразные методические приемы;
• жесткую систему контроля за успеваемостью;
• может быть использован как грамматический справочник.

Недостатки:
• процедура установки требует много времени;
• жесткий порядок выполнения заданий, нет возможности;
• работать по модулям;
• объекты не копируются, нет возможности добавления;
• отдельных ресурсов;
• требуется быстрая реакция при выполнении письменных диктантов;
• подготовка у учителя занимает много времени.

Елена Владимировна Муковникова ,
Школа космонавтики, г. Железногорск