Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №14/1999

Когда мы читаем о жизни в Британии или Америке, нередко возникает мысль, что “их” проблемы – не наши проблемы. Во многом это, действительно, так. Вряд ли к нам или нашим ученикам имеет непосредственное отношение, например, жизнь британской королевской семьи. Когда мы говорим о проблемах или скандалах, связанных с династией, об освещении их в британской прессе, мы рассказываем ученикам, скорее, об экзотике, о колорите страны изучаемого языка.

Проблема, которую я предлагаю обсудить на сегодняшнем уроке “Домашней школы”, на первый взгляд тоже относится к разряду “не наших”. Мы будем говорить об интеллектуальной собственности. Далеко не все наши ученики имеют хотя бы отдаленное представление о том, что это такое. А те, кто знает, наверное, усмехнутся – как можно всерьез говорить об интеллектуальной собственности в России, где музыкальное, компьютерное и видеопиратство превратились в доходный промысел и стали чуть ли не нормой жизни? И тем не менее, движение в сторону цивилизации идет, хотя намного медленнее, чем хотелось бы. А значит, с проблемой, которую адвокат Charles Pugh описывает в статье, опубликованной в The Times в феврале этого года, нашим ученикам предстоит столкнуться.

Прежде чем предложить вашему вниманию текст, скажу, что эта статья, безусловно, слишком сложна для наших младших учеников. Зато старшие, особенно те, кто связывают свою жизнь с модными сегодня экономикой и правом, прочтут ее с интересом. Пусть вас, учителя, не пугает тема, которая может показаться незнакомой. The Times публикует статьи, понятные среднему читателю и знакомит с проблемой даже самых несведущих. Обратите и на это внимание своего ученика.


The Face Value of Names

What do household names such as the Fashion Cafe, Yardley and Falmer Jeans have in common? Their collapses have been widely publicised over recent months and one of the chief issues in each case for the administrator or receiver was how to exploit intellectual property rights, the IPR, the companies owned.

What is the link between IPRs and insolvency? With a recession looming, practitioners need to get to grips with IPRs as they are among the most important assets of companies in every sector.

The appointment of John Alexander as administrator of the Fashion Cafe highlighted how the role of the insolvency practitioner has markedly changed. When launched amid huge press coverage, the Fashion Cafe was expected to rival Planet Hollywood with the supermodels Claudia Schiffer, Naomi Campbell and Elle Macpherson as its star attractions for regular appearances and publicity. Part of the Fashion Cafe’s value was its name and the company also owned trademarks. The risk of damage to the name itself will have been one reason why the company opted for administration rather than liquidation.

Indeed, the type of businesses most at risk from a recession are those companies in sectors heavily reliant on intangible IPRs for their asset base.

Yardley, the “quintessential English” cosmetics group, collapsed last August. Just before Christmas the receivers could celebrate the sale of the Yardley name and many of its brands. Though they recognised that the real value lay in the goodwill attached to the brand names, they found how complex sales can be when IPRs are owned in numerous countries; in the sale of Bath Luxuries, trademark rights were involved in more than 100 countries.

IPRs are extensive and protect know-how, technical processes, computer programs, as well as brands. As emphasised by Mr Justice Jacob, in Western Intelligence Limited, KDO Label Printing Machines Limited and others (judgment May, 1998), included in a company’s assets may be design rights, rights in customer lists, and even its telephone numbers, all of which may be critical to the success of the business.That dispute concerned one of the so-called “phoenix” companies that arise from the ashes when a company goes into liquidation leaving creditors without recourse. Soon after, a new company emerges with the same or similar name with the benefit of the goodwill of the old company. The judge said that when this happens, transfers of important assets may occur between the old and new company with the “innocent, perhaps gullible, assistance of banks, receivers and accountants”.

Before the transfer, bona fide valuations may have been obtained of the stock, property, fixtures and fittings and the amount payable calculated accordingly. So on the face of it a liquidator would have no grounds to set aside the transfer or, alternatively, to take action against the directors. But this may ignore the IPR that the original company owned and exploited.

Serious consequences may flow from this for the insolvency practitioner and the appointing bank. In Western Intelligence, the assets of the original company had been charged to the bank: unaware of the value of IPRs in the company, the bank gave its consent to a transfer of assets instigated by directors seeking to establish a new company with a similar name. According to the judge, the bank was not “fully alive to what their client was up to and with more care they might have found out”.

The outcome was that the assets could be recovered by a creditor for his own benefit, leaving the bank out of pocket. The failure to recognise that the value that exists in IPRs was identified by the judge as one factor enabling the setting up of phoenix companies to continue.

The Government recently estimated the creative sector of the economy at Ј58 billion, growing at double the rate of the rest of the economy. The importance of IPRs cannot be underestimated and all of us, including insolvency practitioners, who will pick up the pieces of the less successful companies, need to recognise the critical role these rights play.

By Charles Pugh


Работу над этим текстом я обычно начинаю с выяснения того, что вкладывает мой ученик в понятие интеллектуальной собственности. Те, кто вообще могут ответить на этот вопрос, чаще всего говорят об авторском праве. Безусловно, авторские права – один из важных компонентов интеллектуальной собственности, но далеко не единственный. Обратите внимание ученика на следующее перечисление: design rights, rights in customer lists, and even its telephone numbers, all of which may be critical to the success of the business. Напомните ему, что к этому списку можно добавить название фирмы и ее продукции.

Недавно мне на глаза попалась такая история. Несколько лет назад американский гражданин зарегистрировал новую фирму с названием – “XXI Century, Fox”. Обошлась регистрация недорого, а потом владелец фирмы сел и стал терпеливо ждать. И конечно же, дождался. Приблизился конец века и известная кинокомпания, которая называется “XX Century, Fox”, поняла, что название пора менять. Но не тут-то было. Обратившись в регистрационные органы, представители компании обнаружили, что компании “XXI Century, Fox” уже существует. Цена названия сразу же выросла до миллионов долларов. Его владелец, проявивший знание законов об интеллектуальной собственности, эти миллионы и получил.

Обратите внимание ученика на то, что ценность интеллектуальной собственности возрастает в условиях спада производства. Аналитики единодушно прогнозируют экономический спад в Европе в ближайшие годы. Может быть, именно с этим неприятным прогнозом связано общественное внимание к проблемам интеллектуальной собственности, ведь для ее производства требуется значительно меньше затрат и материальных ресурсов.

Что касается разобранного в статье судебного иска, то в этом разборе описана махинация, известная нам и нашим ученикам. В нашей стране пока не могут найти управу на фирмы-фениксы. Но оказывается, эта управа есть. Вот почему мне кажется важным знакомить учеников с завтрашними проблемами.

Наталья Хмелик