Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №10/2010

О применении практико-ориентированного проекта при обучении иностранному языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции

В современном обществе, когда иностранный язык становится всё более необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека, меняется отношение к его изучению и характеру преподавания. При этом одним из эффективных подходов к обучению является использование метода проектов, и, в частности, практико-ориентированного проекта, который предполагает проведение обучения на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний. Под практико-ориентированным проектом в данном случае понимается работа над проблемой через проектную профессиональную деятельность обучающихся, которая предусматривает практическое решение этой проблемы и умение на практике применять приобретённые ими знания. Огромное значение при этом, помимо обучения иностранному языку и совершенствования их иноязычной речи, имеет совершенствование профессиональной деятельности обучаемых и обеспечение условий комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности. Использование этого вида проекта действительно способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения в реальных условиях профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельностью обучаемых. А ведь именно профессиональное обучение призвано раскрыть и развить способности и задатки студентов, а также способствовать их творческому саморазвитию. И именно через практическую деятельность в учреждениях среднего профессионального образования расширяется кругозор студентов, закрепляются и совершенствуются полученные ими новые знания, навыки и умения и осуществляется постепенный рост будущих специалистов.

Использование практико-ориентированного проекта было проведено в колледже сферы услуг, студенты которого по окончании его получают профессию повара, кондитера или бармена. На уроках английского языка была выбрана тема проекта – “Рецепт и приготовление любимого блюда с комментариями на английском языке”, определена доминирующая в проекте деятельность – прикладная, или, другими словами, практико-ориентированная, и поставлена цель практико-ориентированного проекта. Целями этого проекта явились: формирование профессионально-коммуникативной компетенции (ПКК) обучаемых, совершенствование межпредметных связей и, безусловно, отработка профессиональной лексики на английском языке. Очевидно, что данный проект позволяет активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях в процессе реального общения. По характеру контактов этот проект проводился среди участников одного колледжа. По своей типологии этот проект является межпредметным проектом, проводимым в рамках одной области знания – кулинарии, но на иностранном языке.

Затем студенты с помощью преподавателя сформулировали и поставили задачи проекта и получили задание, после чего было проведено его коллективное обсуждение. Задание включает воспитательную, коммуникативную, образовательную и деятельную задачи. Воспитательная задача призвана воспитывать творческую самостоятельность студентов, а также привить им любовь к изучению языка. Решение образовательной задачи предусматривает отработку и закрепление новой, в частности, профессиональной лексики по специальности, а также совершенствование речевых навыков на английском языке. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками проекта в процессе совместной профессиональной и речевой деятельности. Деятельная задача отражает способ совместной профессиональной деятельности партнёров проекта.

Далее последовало обсуждение проекта, в ходе которого было определено время его проведения, типология проекта, а также даны практические советы и рекомендации по использованию в ходе выполнения проекта грамматического и лексического материала на английском языке.

Для осуществления работы над проблемой студенты были разбиты на группы по три или четыре человека, часть из них предпочла работать в парах или работать даже индивидуально, что как раз и способствовало их творческому развитию. После этого студентами была проведена кропотливая самостоятельная внеаудиторная работа по выбору рецепта вкусного любимого блюда, в том числе и из английской кухни, и его приготовления уже на практических занятиях с комментариями и диалогами на английском языке. Причём именно здесь была проявлена степень профессиональной коммуникативной компетенции (ПКК) каждого студента, выявлено их умение согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать свой стиль общения в различных производственных ситуациях и искусство вести диалог.

В конце осуществления этого проекта были подведены итоги работы и проанализирован полученный результат, выраженный в приготовлении выбранного блюда каждым студентом или группой. Безусловно одним из положительных аспектов проделанной работы явилось совершенствование профессиональной коммуникативной компетенции (ПКК) обучающихся в процессе их взаимодействия и сотрудничества друг с другом в производственной деятельности, а именно совершенствование их умения понимать своих коллег по работе и правильно воспринимать ситуацию общения.

Схема последовательности выполнения практико-ориентированного проекта по теме: “Рецепт и приготовление любимого блюда с комментариями на английском языке”

to be continued

Марина Николаевна Мосина ,
к.э.н., доц., преподаватель английского языка ГОУ СПО Колледжа сферы услуг № 44, Москва