Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №19/2008

Неделя иностранного языка – один из видов внеклассной работы

Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует более глубокому овладению языком, творческому развитию учащихся.
Чтобы вовлечь детей в творчество, необходимо обеспечить их увлекательным материалом страноведческого, литературоведческого, игрового характера. Большое значение при этом имеют массовые формы внеурочной деятельности.
Активизировать повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретенные умения и навыки помогают разнообразные конкурсы, игры, олимпиады, концерты, выставки и другие мероприятия, проводимые во время Недели иностранного языка.
Стремление померяться силами, проверить знания, умения и навыки в соревновании с друзьями, возможность узнать что-то новое, почувствовать ответственность за команду придают всей деятельности учащихся во время проведения Недели иностранного языка осознанно мотивированный характер.
При проведении конкурсов на изучаемом языке в соревнование вовлекаются даже самые пассивные школьники.

Подготовительная работа

За десять дней до начала недели участники получили определенные задания:

Каждый день Недели проводились какие-либо значимые мероприятия, в которые преподаватели вовлекали как можно больше детей.
Накануне Недели учителя иностранного языка со своими классами оформили вестибюль школы.
Колонны были украшены яркими, большими буквами: “НЕДЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА”. По всему периметру были развешаны листы с высказываниями великих людей, пословицами и поговорками на английском и немецком языках.
Все желающие принять участие в конкурсе газет разместили на стенах свои работы.
Здесь же каждый мог увидеть планы проведения Недели и Фестиваля открытых уроков.

1-й день

I. Презентация газет на английском и немецком языках.

Цели мероприятия:

1. Формировать навыки самостоятельной работы с материалом.
2. Активизировать познавательную и поисковую деятельность учащихся.
3. Обеспечить практическую направленность обучения.
4. Тренировать навыки письма.

В газетах был представлен обширный материал о странах изучаемого языка: география, экономика, достопримечательности городов, цифры и факты, касающиеся разных сторон жизни государств.

II. Объявление конкурса на лучший перевод высказываний, пословиц и поговорок, размещенных в вестибюле школы.

Цель мероприятия:

Тренировать навыки литературного перевода на русский язык.

III. Объявление конкурса рисунков и мини рефератов на тему “Англия, США, Германия моими глазами” в 5–8-х классах и конкурса рисунков на тему “Будем дружить” во 2–4-х классах.

Цели мероприятия:

1. Активизировать у учащихся творческие способности.
2. Заинтересовать детей в изучении иностранного языка как средства знакомства с другими странами.

IV. Старт игры “Змейка”. Проведение игры на уроках в 3–8-х классах.

Цели мероприятия:

1. Обеспечить практическую направленность обучения.
2. Тренировать навыки чтения, говорения и письма.
3. Помочь учащимся развить навык работы в команде.
4. Повторить пройденный учебный материал в неформальной обстановке.

Игра была разработана для учащихся 3–8-х классов, как обычная настольная с кубиком, фишками и очками. Передвигаясь с одной клетки на другую, пропуская ход или возвращаясь назад, участники команды должны были выполнять самые разнообразные задания: написать буквы алфавита, свой адрес, свое имя на иностранном языке; рассказать о себе, своем животном и др., ответить на вопросы, спеть песню, прочитать обозначенные тексты по цепочке всей командой. Победитель определялся по количеству очков.

2-й день

Старт Фестиваля открытых уроков.

Эти уроки могли посетить все желающие: учителя, родители, учащиеся.

Цели мероприятия:

1. Повысить интерес школьников к изучению иностранного языка.
2. Помочь учащимся развить навык общения.
3. Обеспечить практическую направленность обучения.
4. Подвести итог проведенной учебной работе на данном этапе обучения иностранному языку.

I. Урок-концерт в 5 “б” классе (учитель И.М. Сотникова И.М.).

На урок был приглашен 2 “а” класс (учитель Т.В. Морозова). После вступительного слова учителя ведущие торжественно начали концерт на двух языках (на английском и русском). Пятиклассники рассказывали стихи, разыгрывали сценки и пели песни.
После концерта второклассники “знакомились с артистами”. Дети задавали друг другу вопросы “Как тебя зовут?”, “Сколько тебе лет?”, “Где ты живешь?” и др.
Затем второклассники рассказали стихи и провели диалоги друг с другом и с игрушками – показали всё, что они успели выучить за полтора месяца.
Урок понравился и участникам, и всем гостям.

II. Урок “Путешествие в страну английского языка” во 2 “б” классе (учителя А.Г. Романова, Л.В. Барнашева).

Ребята совершили путешествие на веселом паровозике по загадочным станциям, которое завершилось созданием творческих работ. В процесс были вовлечены присутствовавшие родители и учителя. Они отметили, каким интересным и познавательным был урок.
Не менее интересны и содержательны были и остальные открытые уроки, прошедшие в рамках Недели, которые продолжались до ее конца.

3-й день

Литературно-музыкальная гостиная для старших классов.

Цели мероприятия:

1. Приблизить речевую деятельность школьников к естественным нормам.
2. Помочь учащимся развить навык общения.
3. Обеспечить практическую направленность обучения.
4. Повысить интерес детей к культурному наследию стран изучаемого языка и к изучению предмета.

Для проведения литературно-музыкальной гостиной подготовили большой уютный кабинет, где расставили столы для отдельных групп участников. Желающих выступить было много. Начали мы с выступления пятиклассников. Они читали и инсценировали английские стихи на языке оригинала и в переводе С.Маршака.
Старшеклассники выступали с рассказами об английских, американских и немецких поэтах, писателях и композиторах. Читали стихотворения о природе и о любви в оригинале и в переводах, пели песни. Звучала музыка композиторов, о которых рассказывали дети. Все было торжественно и интересно. Выступающие и гости активно выражали свое восхищение.

4-й день

1. Выставка рисунков.

2. Стендовая презентация творческих работ.

Цели мероприятия:

1. Развивать интерес школьников к странам изучаемого языка.
2. Поощрять творчество учащихся.
3. Активизировать познавательную деятельность детей.

Выставка рисунков на темы “Англия, США, Германия моими глазами” и “Будем дружить” собрала много участников и посетителей. На нее ходили на переменах индивидуально и целыми классами в конце уроков.
Дети нарисовали достопримечательности городов, пейзажи, себя в окружении зарубежных друзей и многое другое.
Были выставлены творческие портфолио учащихся, которые собирают дети в классах И.М. Сот-никовой.
Отдельным стендом оформили фото достопримечательностей, взятые из Интернета.

5-й день

1. Выставка газет, рисунков, поделок, посвященных осенним национальным праздникам Германии, Англии и США.

2. На уроках: рассказы о праздниках, игры и конкурсы, характерные для этих праздников.

3. Подведение итогов недели.

4. Награждение.

Последний день недели начали с посещения выставки газет, рисунков, поделок, посвященных осенним национальным праздникам стран изучаемого языка. Самым популярным оказался Хэллоуин, который отмечают в США и Англии 31 октября.
Дети сделали знаменитые фонари из тыкв разных форм и размеров. Кто-то украсил свой фонарь “прической” из мелких цветов и листьев; а кто-то, срезав верхнюю часть удлиненной тыквы, сделал спортивную шапочку; кто-то надел на свой фонарь ковбойскую шляпу.
Очень красивые работы были выполнены витражными красками: две веселые ведьмы летят по темно-синему небу при полной луне, у одной из них на метле позади сидит кот.
Ведьмы, скелеты, привидения, фонари из тыквы, нарисованные, объемные и в виде поделок – все атрибуты Хэллоуина были представлены на выставке.
А на уроках в этот день дети выступали с рассказами о праздниках, и снова Хэллоуин был на первом месте.
Многие приготовили и принесли “хэллоуинские” угощения – печенье в форме пальцев, фрукты в шоколаде в виде привидений и др.
Угощали друг друга и проводили конкурсы и игры, которые любят английские и американские дети.
К концу дня были подведены итоги Недели. Все участники всех мероприятий получили красиво оформленные сертификаты, а те из них, чьи выступления или рефераты были на иностранном языке, получили оценки.
О Неделе иностранного языка говорили ещё долго.

Ирина Михайловна Сотникова ,
МОУ СОШ № 22, г. Томск