Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №18/2008

О грамматике, детях и их родителях ...

Уже пятый год многие школы России работают по УМК Е. А. Барашковой «Грамматика английского языка» (издательство «ЭКЗАМЕН»). Этот УМК имеет много отличий, но главная его особенность, пожалуй, в том, что в нем нет Книги для учителя, но есть Книга для родителей. Для чего это сделано?

Современные родители заметно отличаются от поколения своих родителей. С одной стороны, большинство из них (кто лучше, кто хуже) знают английский. С другой стороны, мало кто знаком с возрастной психологией и готов терпеливо помогать своему ребенку справляться с трудностями, радуясь каждой маленькой победе.

Детям, особенно в младших классах, без помощи родителей не обойтись. Родители готовы помочь своим детям, но сначала нужно помочь самим родителям. Прежде чем говорить о правилах языка и о том, что конкретно должен усвоить ребенок и как этого добиться, нужно познакомить родителей с азами психологии. Далеко не все родители готовы признать, что их ребенок не так способен, как им того хотелось бы. Обычно родители шарахаются из одной крайности в другую. Они то на всех углах демонстрируют своих «вундеркиндов», то, чуть что – называют детей бездарями. И то, и другое, мягко говоря – непедагогично.

Научите родителей быть терпеливыми, не ждать быстрых результатов, не завышать планку. Их задача – подбодрить, воодушевить, поддержать. Родители никогда не забывают накормить ребенка, но не все помнят, что не только тело ребенка нуждается в пище. Уверенность в себе тоже нужно подпитывать. Как? Хвалить, хвалить и ещё раз хвалить. Многие родители удивятся, когда узнают, что чаще всего причиной неудач в учебе (а потом и в жизни) является заниженное мнение о себе, а вовсе не отсутствие способностей. Заниженная самооценка блокирует у детей процесс обучения, порождает страх. Поэтому первое, к чему должны стремиться родители – научить детей верить в свои силы. Подскажите родителям, за что можно похвалить ребенка с е й ч а с. Тогда ребенок поверит в свои силы и будет работать с большим старанием. Если же откладывать похвалу до той поры, пока ребенок не добьется заметных успехов, то есть риск вообще этого не дождаться.

Хвалить пока не за что? Можно похвалить хотя бы за готовность быстро сесть за уроки. Среди строчки закорючек можно найти одну симпатичную букву и похвалить за нее. «А еще так сможешь? Это трудно, но у тебя получится...» В диктанте из пятнадцати слов сделал 10 ошибок? Конечно, это не тот результат, на который мы все рассчитывали, но ведь пять слов написал правильно. Следует похвалить за них, за эти пять слов без ошибок.

Убедите родителей не сравнивать своих детей с другими детьми или с собой в детстве. Фразы типа «Ну, посмотри на Васю! Как он хорошо это сделал! Не то, что ты! У тебя ничего не получается... Вечно ты ... Вечно у тебя... Всегда ты...» должны быть забыты. Следует найти, за что можно похвалить, и сказать: «Мне нравится, что сегодня ты ... У тебя очень хорошо получилось... Посмотри, как красиво ты написал... Какой трудный диктант, а ты столько слов правильно написал... Ты молодец! Сегодня занимался лучше, чем вчера...»

Обычно родители беспокоятся, не испортит ли похвала их ребенка.

Приведите им пример: маму каждый день с восхищением благодарят за вкусно приготовленный борщ, удивительно испеченный пирог, дивно маринованные огурчики. Испортит маму признание ее талантов, или, наоборот, оно воодушевит ее на приготовление еще более изысканных блюд? Ответ очевиден. Детям же, еще больше, чем нам, взрослым, хочется быть «хорошими», хочется, чтобы в них видели людей больших, способных, умных, волевых. Не всегда они это признают. Они очень ранимы, сами себе порой боятся сказать, что хотят быть успешными. Поэтому учите родителей ставить реальные задачи, в которых ребенок может быть успешен. Один успех непременно ведет к следующему успеху.

И, конечно, вы добьетесь лучших результатов, если сами будете служить им в этом примером. Опытные учителя знают, как важно похвалить прилюдно, и часто пользуются этим «приемом» на родительском собрании. Вернувшись с собрания, родители обязательно передадут своим детям, что про кого говорил учитель. Те на следующий день обсудят это на перемене. Всех вспомнят. Никого не забудут. И фраза-похвала произведет поразительный эффект. Критика в чей-то адрес тоже будет подхвачена и обрастет слоем насмешек. Взрослым нравится, когда их работу замечают и хвалят? Дети также ждут этого. О проблемах и недочетах грамотный учитель поговорит без свидетелей. Обнародование недостатков только озлобляет человека. И взрослого, и – особенно – ребенка.

Иногда родители жалуются на то, что их дети ленятся. Помогите родителям увидеть истинную причину происходящего. Лень можно сравнить с головной болью. И то, и другое – не самостоятельные явления. Нет такого диагноза – головная боль. Это симптом какого-то заболевания. Так и лень. Это не характерная черта ребенка. Это или неверие в успех, или недостаточное развитие воли, или неумение организовать свое время, или проявление отсутствия интереса к учебе или все сразу.

Почему отсутствует интерес к учебе? В большинстве случаев причиной является то, что у ребенка есть пробелы. Кому интересно заниматься тем, что не получается? Отказ от какой-нибудь деятельности – это просто защитная реакция. «Лучше сделаю вид, что мне все равно, чем проиграю», – думает ребенок. Это он только поначалу делает вид, а потом ему действительно все становится безразлично. У каждого ребенка – свои пробелы. Учитель не имеет времени на их ликвидацию. Здесь должны помочь родители. Начинать нужно с грамматики.

Почему с грамматики? Грамматика требует многократной, системной отработки. В классе на это, как правило, нет времени. Следовательно, нужно отработать дома. Чтобы работа была эффективной, даем родителям полностью готовый материал. В нашем УМК грамматический материал соотнесен с конкретным действующим школьным учебником. Зачем это нужно? Родители – не учителя и не методисты. Они не умеют адаптировать общие положения курса английской грамматики для конкретного класса, занимающегося по конкретному учебнику. Это сделали за них мы. К каждому уроку школьного учебника мы составили упражнения. В упражнениях все слова уже знакомы, ребенок их знает из предыдущих уроков учебника. Каждое упражнение имеет сноску, в ней указан конкретный параграф. В нем доступно изложен грамматический материал, который изучают дети. В каждом параграфе анализируются типичные ошибки, демонстрируется правильный вариант, даются простые объяснения и рекомендации по отработке данного грамматического явления. Ключи к упражнениям тоже находятся в Книге для родителей. Наш УМК даст родителям возможность эффективно включиться в процесс обучения.

УМК «Грамматика английского языка» состоит из четырёх компонентов: Сборник упражнений, Книга для родителей, Проверочные работы и Игры на уроке. Материал не требует никакой доработки. Учитель, работающий по нашим пособиям, тратит на уроке минимум времени. Основной материал прорабатывается дома с родителями, прорабатывается грамотно и целенаправленно.

Пособия УМК «Грамматика английского языка» вышли почти ко всем школьным учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ.

Родители и дети, работая вместе, не только вместе осваивают грамматику, но и учатся слышать и понимать друг друга. Дом перестает быть местом, где ребенку ежедневно выносят приговор. Он становится его надежной крепостью, где в него верят, где его любят, где его всегда поддержат.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Школа профилактики "Мамина забота". Что делать, если малыш часто болеет, как выбрать фильтр для воды, как помогать ребенку в учебе, как правильно реагировать на неправду и как отучить маленького врунишку от привычки обманывать? На эти и многие другие вопросы Вы получите ответы, прочитав статьи на сайте schoolofcare.ru. Но это еще не все. Школа "Мамина забота" предоставляет Вам возможность получить онлайн кусультацию специалистов. Опытные психологи, врачи, преподаватели всегда готовы ответить на интересующие Вас вопросы, помочь Вам в разрешении сложных и не очень проблем и в поиске выхода из сложившихся непростых ситуаций. Не забудьте также заглянуть в специальный раздел сайта, где собраны увлекательные тесты, веселые игры и полезные уроки. За активное участие вы получите бонусные баллы, которые можно обменять на ценные призы.

Е. А. Барашкова