Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №13/2008

Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Статья опубликована при поддержке одного из крупнейших игроков на страховом рынке - компании "Ингосстрах". Здесь Вы можете застраховать имущество, недвижимость, зарубежные поездки, жизнь и здоровье свои и своих близких и мн. др. Купив в "Ингосстрахе" медицинскую страховку в Москве, Вы будете избавлены от долгого стояния в очередях в поликлиниках, получите возможность записаться на прием к специалистам в тот день и в то время, которые Вам удобны, получать медицинские услуги в той клинике, которой доверяете, а также при необходимости использовать ресурсы и оборудование нескольких лечебных учреждений сразу. Полис медстрахования от "Ингосстраха" сведет к минимуму риск недобросовестного отношения к Вам медицинского персонала и некачественного лечения. Поверьте, ДМС – это очень выгодно, ведь стоимость полиса в разы ниже стоимости лечения! Подробную информацию о программах страхования и их стоимости Вы можете узнать на сайте ingos.ru.

Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4–5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого – низкий уровень активности учащихся на уроках.
Коллектив нашей школы работает над проблемой «Создание условий для духовно-нравственного развития школьников и здоровьесберегающей среды посредством дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению».
Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы вышеуказанных технологий на уроках английского языка.
Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. На уроках английского языка соблюдаются гигиенические требования и учитывается чередование и смена видов деятельности в соответствии c требованиями здоровьесберегающих технологий. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. Я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают зарядки-релаксации.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок.
На начальном этапе я провожу по 2 физкультминутки за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками на английском языке. Вслед за учителем или диктором школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.). Вместе с тем ненавязчиво убеждаю детей в том, что надо много работать над фонетикой, лексикой и грамматикой.

I like the sun,
I like the spring,
I like the birds,
That fly and sing.

Имея второе высшее психологическое образование психолога, я считаю очень важным, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед новым предметом. К сожалению, это явление наблюдается среди малышей. Учу детей аутотренингу, внушаю им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им легче будет усваивать новый материал. Например: положив одну руку на голову, а другую – на грудь, нужно проговорить: «Я все могу, я ничего не боюсь, я должен научиться читать, писать, говорить на английском языке.»
Считаю, что в средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в середине, потому что многие из учащихся еще не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций.
Пример комплексной релаксации. Продолжительность 3–5 минут.
(Quiet music)

Sit comfortably. Close your eyes.
Breathe in. Breathe out.
Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause)
Your troubles float away.
You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits.
Open your eyes. How do you feel?

Просмотр мультфильмов на английском языке также стимулирует интерес учащихся к уроку, настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.
Климатические условия той местности, в которой мы живем, способствуют развитию легочных заболеваний у детей. Поэтому релаксивные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов урока в младших и средних классах. Если ребенок научен правильно использовать возможности своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных провалов, пауз. Например:
1) различного рода вдохи, выдохи;
2) выдох через рот с надуванием щек;
3) дыхание животом;
4) различного рода звуковая дыхательная гимнастика (А-а-а! Ту-ту-ту! и т.д.).
На уроках в минуты отдыха мы часто поем. Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию, слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику языка и т.д.
Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету. Например:
I Can Play the Piano
I can play the piano,
Piano, piano,
I can play the piano,
And you can play with me!
I can sing and I can dance,
Sing and dance, sing and dance,
I can sing and I can dance,
And you can dance with me!
Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.
Например, игры-пантомимы:
• При изучении алфавита – изобразить букву головой (причем один изображает, другие отгадывают).
• Изобразить любимое животное (тема “My pet”) движением, мимикой, голосом, жестами).
• Изобразить действия, которые выполняем каждый день (тема “My day”).
Эти игры используются для развития координации частей тела, пространственно-временных ориентировок.
Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры (Больница, Аптека, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами). Они забывают о своем психологическом дискомфорте.
Учащимся 10–11-х классов по душе игра-проект (Project), где они пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.
Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языка. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье.

Динара Салихзяновна Ахметдинова, ,
МОУ СОШ с. Красная Горка, Нуримановский р-н, Башкортостан