Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №7/2008

Роль ИКТ в формировании познавательных и профессиональных интересов учащихся (итоговое занятие на курсах по выбору)

Данное занятие проводилось в 9-х классах в рамках учебной программы межпредметного курса по выбору в предпрофильной подготовке школьников по английскому языку “Мы едем в Великобританию”. Это итоговое занятие курса проходило в форме защиты проектной работы, задачей которой явилось развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
В ходе данного занятия учащиеся смогли испытать свои возможности в общении с англоговорящими людьми в форме ролевой игры и определить, насколько реальна для них поездка за границу, в плане владения английским языком и способности к коммуникации.
Учащиеся познакомились с традиционными особенностями страны, этикетными формами ведения диалога, увидели улицы Британии, телефоны, автобусы, метро, основные достопримечательности Лондона по видео, услышали аутентичную английскую речь, что способствовало развитию мотивации посетить эту страну, пообщаться с английскими сверстниками.
Занятие было построено таким образом, что каждый из учащихся попытался ответить на заданные ему сверстником вопросы. Для учащихся было создано “погружение в англоязычную среду”, где каждый смог сделать попытку “выжить в чужой стране”, используя при этом все свои личностные качества и умение применить изучаемый в школе язык на практике.
Занятие включало в себя просмотр видеосюжета, разговорный практикум, ролевую игру, и как итог работы выполнение проекта в форме путеводителя по одной из достопримечательностей Британии.
Данное занятие отличается от школьного урока тем, что включает в себя темы, не рассматриваемые в школьном курсе, а те темы, что даны лишь в скользь, представлены в данном курсе углубленно и более приближены к жизни. Был использован качественно новый метод подготовки учащихся – работа с видеофильмом и видеосюжетом. Это – возможность погрузится в англоязычную среду, представить себя один на один с англоговорящим человеком и принять самостоятельное решение по поведению в определенной ситуации, в зависимости от создавшихся условий общения.
Посетив данное занятие, учащиеся смогли понять, как вести себя за границей, и насколько реально они готовы к этому, что также окажет им неоценимую помощь в самоопределении. Учащиеся лучше смогли понять свои возможности для обучения за границей, общению с носителями языка, раскрыли свои способности к коммуникации на английском языке. Это занятие помогло им повысить не только самооценку, дало возможность утвердиться в среде сверстников, но также способствовало самопознанию, повысило мотивацию для дальнейшего изучения языка и ориентации на гуманитарный профиль (профессии – филолог, лингвист, учитель английского языка), а также дало возможность попробовать себя в качестве гида, переводчика, то есть способствовало дальнейшему профессиональному самоопределению.
При организации учебного процесса в рамках данного занятия мы использовали:
·  Индивидуально-личностный подход к ученикам.
·  Ориентированность программ обучения на социальную защиту подростков, развитие индивидуальных качеств школьников для успешного вхождения в социум.
·  Повышение качества обучения за счёт внедрения активных форм и методов, использования технологий деятельностно-коммуникативного подхода, развития творческих способностей учащихся.

ИКТ использовались на протяжении всего занятия.
Работа с CD “Профессор Хиггинс” была направлена на формирование фонетических навыков учащихся и постановку правильного произношения.

Работа с видеосюжетом “LIFE IN LONDON” способствовала развитию навыков аудирования, поддержки интереса к изучаемому материалу и последующему этапу работы над ним, а также дало возможность услышать аутентичную английскую речь и выступила в качестве побуждающего средства к коммуникации на английском языке.
Видеозапись позволила нам синтезировать все основные виды наглядности: зрительной, слуховой, моторной, предметно-образной и экстралингвистической.
Использование видео позволило:
·  стимулировать воображение и творческую активность;
·  развить критическое мышление;
·  показать жизнь других людей во всех ее проявлениях;
·  сравнить свою и чужую культуры;
·  снять эмоциональное напряжение;
·  подражать образцам аутентичной речи.

Мультимедийная презентация использовалась учащимися для защиты проектных работ. Работы были выполнены на русском языке, но в процессе защиты учащиеся “проводили экскурсию” на английском языке.
Использование слайд-презентаций способствовало реализации следующих моментов:
·  наглядность;
·  занимательность;
·  развитие внимание и интереса учащихся;
·  возможность проявить индивидуальные способности в оформлении и форме предъявления работы;
·  возможность попробовать себя в качестве гида-переводчика.

Опора на русский язык дала возможность слабым учащимся поверить в свои силы, реализовать свои возможности в овладении иностранным языком на личностном уровне.
Предварительная работа по подготовке проекта-путеводителя проводилась с использованием ресурсов сети ИНТЕРНЕТ.
Учащиеся работали в сети ИНТЕРНЕТ с поисковыми системами RAMBLER, GOOGLE, YANDEX и находили интересную и полезную информацию, связанную с достопримечательностями Британии.
Затем работали с приложением Power Point и составляли слайд-презентации. Последний этап – подготовка “экскурсии” по выбранной достопримечательности на английском языке.

Необходимые ресурсы:
1. CD “Профессор Хиггинс”, (1С, Истрасофт)
2. Видеосюжет “LIFE IN LONDON”(Английский для повседневного общения. Видеокурс. Обнинск: Титул.)
3. Методические материалы из приложений.
Источники информации:
www.uk4you.ru
www.velikobritania.ru
www.england-online.ru
www.travelin-uk.ru
www.england-rest.org.ua
www.anglichane.narod.ru
www.greatbritain.com.ua
www.ostltd.ru
www.11n.ru
www.anglia4u.net
www.tourbutik.ru

Урок-практикум по теме:
Однодневная экскурсия по Британии.

Содержание урока: Этикетный диалог “Как спросить дорогу”, видеопутешествие по Лондону. Творческая работа – проект путеводителя по достопримечательностям страны.
Форма: урок-практикум (1 час 20 минут).
Цель:
1. овладеть основами ведения этикетного диалога и речевого поведения в обозначенных выше ситуациях общения, а также уметь провести небольшую заочную экскурсию по достопримечательностям выбранного ими города Британии. Это будет выполнено в форме защиты проектной работы, которая будет являться итогом занятий, и будет оцениваться зачтено/не зачтено.
2. овладение вышеперечисленными основами умений будет способствовать их определению в выборе профиля дальнейшего обучения в 10–11-х классах, в частности гуманитарного.
Задачи:
Практические:
1. Ознакомить учащихся с этикетными формами ведения диалога-расспроса.
2. Развитие навыков восприятия аутентичной английской речи на слух.
3. Развитие диалогической и монологической речи учащихся.
4. Совершенствование произносительных навыков.
Воспитательные:
1. Развитие способностей к коллективной работе в паре, воспитание чувства ответственности за совместную работу.
2. Формирование уважения к истории и культуре другого народа, воспитание толерантности.
Развивающие:
1. Развитие связанной речи, языковой догадки, слуховой и зрительной памяти, внимания, логического мышления, развитие способности к узнаванию и сопоставлению нового и ранее изученного.
2. Развитие познавательной активности учащихся, навыков самостоятельной и коллективной работы.
3. Развитие логики высказывания, умения систематизировать свои знания, высказывать свое мнение и умения обосновать свою точку зрения.
Образовательные:
1. Формирование мотивации учащихся к изучению иностранного языка через страноведческий компонент.
2. Расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка: географии, истории, культуре.
3. Помощь учащимся в ориентации на гуманитарный профиль.
4. Создание условий для реализации возможности попробовать себя в качестве гида-переводчика.

Структура урока

1. Организационный момент. Создание мотивации к работе на уроке

2. Фонетическая зарядка (warming-up)
Работа с CD “Профессор Хиггинс”
Фонетическая отработка речевых клише этикетного характера по теме “Транспорт. Дорога”, раздел “фонетика”.
Работа в режиме: диктор – класс, диктор – ученик.
Совершенствование произносительных навыков учащихся.

3. Ознакомление учащихся с этикетными формами ведения диалога-расспроса
Работа с диалогом-образцом. (Приложение 1)

4. Ролевая игра “Take the second on the right”
Решение поставленной коммуникативной задачи:
Один из Вас житель Лондона, другой – турист. Расспросите, как пройти к одной из достопримечательностей Лондона.
Учащиеся работают по карте Лондона (Приложение 2), что способствует созданию реальных условий для использования английской речи.

5. Работа с видеосюжетом
·  Просмотр видеосюжета "LIFE IN LONDON" (Приложение 3).
·  Работа по содержанию видеосюжета (Приложение 4).

6. Совместная творческая работа – путеводитель по достопримечательностям Британии
Защита учащимися проектных работ об отдельных достопримечательностях, выполненных в форме слайд-презентации.
7. Рефлексия усвоения содержания учебного материала (Приложение 5)
Происходит подведение итогов урока. Учащиеся говорят, чему они научились и что узнали на уроке.

8. Итоговое тестирование (Приложение 6)

Приложение 1

Take the second on the right.

Passerby:
Excuse me. Where’s the Post Office, please?
Policeman:
The Post Office? Go straight ahead. Take the first street on the right. No, don’t take the first street, take the second street. And then take the second street on the left. The Post Office is next to a big bank.
Passerby:
First on the right and second on the left.
Policeman:
No, it isn’t. It’s the second street on the right.
Passerby:
And the first street on the left?
Policeman:
Wait a minute. Let me think. Go straight ahead.
Passerby:
I go straight ahead.
Policeman:
Take the second street on the right.
Passerby:
I take the second street on the right.
Policeman:
Then take the second street on the left.
Passerby:
Then the second street on the left.
Policeman:
That’s it. The bank’s in that street.
Passerby:
But I want to go to the Post Office.
Policeman:
Oh, I am sorry. Of course. The Post Office is next to the bank.
Passerby:
Thank you.

Приложение 2

London, map

Приложение 3

LIFE IN LONDON

Documentary (5 min)

When we talk about London, we think of the Houses of Parliament and Big Ben. We think of Buckingham Palace, the home of the Royal family, the Horse Guards, the red London bus, Piccadilly, Nelson’s Column and Trafalgar Square.
Then we think of the wonderful shops and stores. Oxford Street, Harrods ...London is a place where you can buy things you never see at home.
Then there’s the City, the financial heart of Europe. The Stock Exchange and the Bank of England. There are banks everywhere. Small banks, big banks. Old banks, new banks. British banks. Chinese banks. American banks. Indian banks. One expression that describes the City perfectly is “Money makes the world go round”.
London is a great centre for the tourist. You can feed the pigeons in Trafalgar Square. Or go on a boat trip down the River Thames. Or you can sit near the statue of Eros in Piccadilly.
And then when you feel a little hungry you can find restaurants from every country in the world. Chinese restaurants, Greek restaurants, Indian, Italian and Spanish...everything except an English restaurant.
There is one thing, however, that is very English. In the Albert Hall every year you will hear thousands of young people singing “Land of Hope and Glory, Mother of the Free”. For many English people, Britain is still called Great Britain.

Приложение 4

Video: “Everyday Conversations in English”. Life in London

I. Watch the episode and underline the proper names you’ve heard.
Odeon, the British Museum, the Houses of Parliament, Trafalgar square, Oxford Street, Westminster Abbey, St. Paul’s Cathedral, Tower Bridge, Piccadilly, Buckingham Palace, Hyde Park.

II. Connect the names of the places with the facts.

Hyde Park
Is famous for its reading room
Tower Bridge
Was built by Sir Christopher Wren
The Tower of London
Is the best place for shopping in London
Buckingham Palace
Is a clock and a tower
The British Museum
Used to be a fortress, a zoo, a prison, royal palace
Oxford Street
Is the biggest cinema
Odeon
The place where the Great Fire of London started
Albert Hall
Is a famous concert hall
St. Paul’s Cathedral
Is a good place to rest on a hot summer day
Big Ben
Is the residence of the Queen

III. Finish up the sentences.
1. When we talk about London, we think of ____________________.
2. London is a place where you can buy ___________.
3. Then there’s the City, ____________________.
4. London is a great centre ____________________.
5. You can find the pigeons ____________________.
6. You can find restaurants ____________________.
7. For many English people Britain is ____________.

Приложение 5

Рефлексия содержания учебного материала
Приём незаконченного предложения

Приложение 6

Динамика интереса

Анкетирование:
Занятие 17.
–  Насколько оправдались ваши ожидания при изучении данного курса?
–  Что интересного и полезного вы узнали и взяли для себя?
–  Помог ли данный курс в выборе профиля дальнейшего обучения?