Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №6/2008

Getting Acquainted Games

Игры, облегчающие знакомство учителя с новым классом/группой

Статья опубликована при поддержке doveriegroup.ru.Сеть ломбардов - это финансовая организация, где любой клиент сможет получить краткосрочные займы под залог движимого имущества. Сдать в ломбард Вы также можете ювелирные изделия, столовое серебро, золото, и другие материальные ценности. Посетив официальный сайт сети ломбардов http://doveriegroup.ru/ вы смоежет к примеру продать часы золотые или другую бижутерию.

Предлагаемые игры будут полезны студентам-практикантам и молодым специалистам, которые, как правило, робко и неуверенно входят в классы в качестве учителей английского языка. Многолетний опыт работы в школе и в ВУЗе подтверждает, что игры на уроке иностранного языка разрушают традиционный психологический барьер между новым учителем и учащимися в закрепленной группе, активизируют стремление учащихся к контакту с начинающим педагогом и друг с другом, создают условия равенства в речевом партнерстве и позволяют учителю в непринужденной обстановке выявить уровень языковой подготовки учащихся, чтобы грамотно спланировать свои уроки в ходе педпрактики или в первые недели работы в школе. Более того, подобные игровые приемы придают учебному процессу практическую направленность, способствуют поддержанию мотивации учащихся к изучению предмета «иностранный язык», которая, к сожалению, снижается от класса к классу.

1. A Game ‘Would You Like to Know Me Better?’
Учитель приносит в класс небольшой пакет, сумочку или кошелек с разными вещами, которые могут рассказать кое-что об их владельце. Учащиеся просматривают все содержимое и пытаются построить высказывания на английском языке, сообщая некоторые факты биографии своего нового учителя. (Это могут быть фотографии членов семьи и домашних питомцев учителя; дипломы и сертификаты; словари, энциклопедии, любимые книги; диски; предметы, связанные с его увлечениями (вязаные вещи, изделия, сшитые собственными руками; рисунки; кулинарные рецепты; стихи собственного сочинении; редкие камни, календари, значки, марки, открытки, игрушки и т.д. из собственной коллекции); гороскопы; дисконтные карты и чеки; входные билеты в театры, кинотеатры, и т. д.
В данном случае предметно-иллюстративная наглядность будет выступать содержательной опорой для построения предложений. Кроме того, в ходе выполнения этого задания учитель сможет определить уровень языковой подготовки отдельных учащихся (в зависимости от того, какие типичные ошибки встречаются в неподготовленной речи учащихся – артикли, предлоги, видо-временные формы глаголов и т. д). И вновь, выслушав предположения учащихся, учитель будет исправлять или дополнять их идеи, выступая речевым партнером.
//Teacher: Now, children, I suggest taking my purse and bag. Don’t be shy and open them freely. You will find different objects and pictures inside, they will give you some additional information about me as your new English teacher. Examine the things and find out some peculiar facts from my life. So here is my bag for girls and the purse for boys. You’re welcome.
(In several seconds) Are you ready? What new interesting facts have you learnt about me? Girls, will you start? (Children make up sentences in turn and the teacher helps them adding some information about herself).
For example, the contents of the teacher’s bag (=the student on her teaching practice) can be the following:
a student’s card (Ps: Your surname is … . You became a student 4 years ago. T: By the way, I finished school №5, your English teacher … was my English teacher as well. It was she who influenced my choice of future profession and I entered the Teachers’ Training Institute).
an English book (Ps: You read books in English. It is your favourite subject. T: Yes, I’m crazy about English. But to be honest, I would like to become an interpreter, not a teacher).
a Shakira’s CD (Ps: You enjoy listening to popular music. What is your favourite group? Who is your favourite singer?)
a photo of school basketball team (Ps: You like sport / You go in for sport. T: When I was a schoolgirl I was the captain of basketball team. Now I attend shaping classes regularly to keep fit. You see, I’m afraid of putting on some extra weight).
a German dictionary (Ps: You are learning German. T: Yes, but to tell the truth, I’m not as good at German as at English. I work hard to get good marks and to please my teacher).
Thank you girls. And now, boys, it’s your turn to speak.
The contents of the teacher’s purse:
train tickets (Ps: You like travelling. You prefer to go by train because you’re a student. This summer you went to … . T: Yes, my granny lives there).
a photo of a dog (Ps: You have a pet. It’s a small dog. T: Its name is … It is … years old. It was my classmate who presented it for my birthday and by this time it has become a member of our family. I can’t imagine our life without it).
a family photo (Ps: Your family is not big. You have a father, a mother and a sister. T: My sister is …. years younger than I. She is …).
a sheet of paper with telephone numbers (Ps: You have a lot of friends. T: I am very sociable. My friends and I spend a lot of time together).
a library passport (Ps: You often go to the library, because you are a student).
T: Well, children, you’ve discovered some of my hobbies and habits. And now it’s high time to start our work.

2. Secrets and Mysteries
Учитель пишет на доске несколько ключевых слов (это могут быть имена собственные, даты, цифры), каким-то образом связанных с некоторыми фактами его биографии. Учащиеся пытаются догадаться, какая информация зашифрована, что означают те или иные выражения. Важно помнить о том, что учитель и учащиеся на уроке иностранного языка – равноправные речевые партнеры, поэтому, безусловно, учитель будет уточнять и дополнять высказывания учащихся.
Практика подтверждает, что это не только один из эффективных методических приемов введения в иноязычную среду с первых минут урока, но подобное задание помогает создавать благоприятный психологический климат и дружескую обстановку на уроке, что, в свою очередь, является одним из требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка.
//Teacher: Now, friends, I guess that you’re curious enough to know some information about me as your new English teacher and as a person in general. Will you look at the blackboard, please? There are some words and numbers somehow connected with my life. In a minute or so, I expect you to reveal some facts from my biography.
Possible expressions and prompts:

• Tomsk (the birthplace)
• A librarian; an oilman (parents’ professions)
• At the age of 3 (moved to Nizhnevartovsk)
• Piano, guitar (began playing the piano at the age of 5; dream to learn to play the guitar)
• Kate, 12 (the daughter, a schoolgirl of the 6th form)
• Barsik, 7 (a seven-month old kitten, very charming, black and white)
• Pisces (the sign of birth; was born in March)
• The USA; Turkey, Cyprus (have visited these countries)

• Paris (dream of going to France some day as French is my second foreign language)
• Love stories (prefer reading something light, don’t like detectives or horror films)
• Indifferent to sports (though in childhood I was good at playing basketball and used to jog to keep fit)
• Talk shows (enjoy watching them on TV)
• Knitting, swimming (I’m fond of knitting and can do much with my hands; I envy those who are good at swimming, because I can’t do it at all, water is a kind of phobia for me). Etc.

3. A Liar
Учитель пишет на доске (на карточках) несколько предложений о себе, предупреждая учащихся о том, что некоторые из них неверные. Учащиеся пытаются догадаться, что соответствует действительности, а что нет. Можно предложить учащимся дополнять правильные предложения и исправлять неверные, на их взгляд, утверждения используя опоры, типа I think you really …. I wouldn’t say that …. I can (cannot) believe that …. It can’t be true that …, etc.
// Teacher: Read the following sentences carefully and try to guess whether they are true or false. Can it be possible that …? Do you really believe that …?
For example:

1. I was born in France.
2. I began learning English in the second form and now I can speak English fluently.
3. My French is great as well, though it is the second foreign language I’m learning.
4. I can drive a car, I got driving license 4 years ago when I finished school.
5. I can’t work on a computer. It’s something mysterious for me.
6. I am a vegetarian. I haven’t been eating meat for 5 years already.
7. When I was a schoolgirl I attended ballet classes. I am still crazy about dancing.
8. I am a member of our University basketball team.
9. I adore cats and dogs. I have three dogs at home.
10. I study at the English department, my future profession is a teacher of mathematics.

Описанные игровые приемы позволяют организовать знакомство с учителем в нетрадиционной форме, максимально приближая ситуацию общения на уроке к естественной, с присущими ей признаками – спонтанность и эмоциональность. Учащиеся самостоятельно узнают много интересной информации о новом учителе, вероятно, делая некоторые неожиданные для себя открытия. Доверие, открытость и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагают школьников к обсуждению реальных фактов, к спонтанной неподготовленной речи.
С другой стороны, и учителю важно установить доверительные отношения с учащимися группы, как можно ближе узнать их, помочь преодолеть некоторые комплексы, нерешительность, боязнь ошибок, раскрыть творческий потенциал отдельных учащихся. Для более тесного знакомства с учащимися также можно использовать некоторые игровые приемы. Например:

4. The ABC Games
Чтобы быстрее запомнить имена учащихся на младшей ступени обучения или на краткосрочных подготовительных курсах можно предложить несколько игровых приемов, которые не потребуют много времени, но будут одним их эффективных приемов начала урока.
а) попросите учащихся представиться по-английски и выстроиться друг за другом в алфавитном порядке;
б) учащиеся по очереди проговаривают фразы, называя имя одноклассника, стоящего перед ним, и свое собственное, например: Her name is Anna, my name is Bogdan. His name is Bogdan, my name is Dmitry, etc.
в) учитель переспрашивает учащихся, иногда специально допуская ошибки в именах, учащиеся исправляют его: Are you Anna? You’re Sergei, aren’t you? If I’m not mistaken, you’re Alexander. Am I right to think that your name is Kate? etc.
г) можно предложить учащимся продолжение этой игры на следующем уроке, если попросить их называть не только свое имя, но и добавлять фразу ‘and I like …’, называя предмет, который начинается на ту же букву, что и имя (это может быть животное, фрукт, школьный предмет, вид спорта и т. д). Следующий учащийся повторяет имя и название любимого предмета предыдущего игрока, а затем называет свое имя и свой предмет. Следующий повторяет все сказанное до него, и добавляет свое, и т. д. – snowball (снежный ком).

5. The Questionnaire ‘Do You Know Your Groupmates?’
Учитель раздает учащимся небольшие анкеты, заполнив которые, учащиеся возвращают их учителю. Затем учитель зачитывает вслух все (или некоторые) ответы того или иного ученика, задача учащихся – отгадать имя одноклассника.
// Will you take these sheets of paper, please, and fill in the questionnaire. (In a couple of minutes) Now, listen to the answers to all the questions and try to guess the name of your groupmate.
Possible questions to answer:

– your month of birth ___________________
– the season you like best of all __________________
– your favourite colour ____________________
– the colour of your eyes _______________________
– the size of your shoes __________________________
– the subjects you don’t like ______________________
– preferable kind of books ________________________
– favourite TV programmes ______________________
– the animal you would compare yourself with ________
– the dish / drink you enjoy best of all ______________
– some traits of your character(strong and weak points) _
__________________
Вариант этой игры – учащиеся пишут на листочках по 3-5 предложений о себе. Учитель собирает их, чтобы проверить на наличие ошибок. На следующем занятии он раздает учащимся листочки снова (кому что достанется). Получив карточку, каждый ученик опрашивает окружающих (Do you like horror films? Do you spend much time playing computer games? Etc), пытаясь найти автора сообщения, или зачитывает все содержание записки вслух, а учащиеся отгадывают того, кто ее написал.

6. Grouping
Учитель просит всех учащихся выйти к доске. Далее он называет какие-нибудь две дефиниции, а учащиеся распределяются на две команды, располагаясь справа или слева от учителя. Поскольку учитель и учащиеся – речевые партнеры, то учитель может задать отдельным учащимся дополнительные вопросы, чтобы уточнить какую-то информацию.
// Now, please, everybody, stand up and come to the front. You see, I would like to know you better. Listen to me attentively. Every time I give definitions, divide into two groups.
Possible definitions:

– Those who are the only children in their family – those who have sisters or brothers (By the way, whom have you got: a sister or a brother? How old is he/she? What is his/her name? Are you getting on well or do you quarrel often?)
– right-handed persons – left-handed persons (Do you do everything with your left hand? What can you do with your right hand? Have you ever tried to write or to draw with your left hand? Were you a success?)
– those who have some pets at home – the pupils who don’t have them (What is your pet? How did it appear in your flat? Would you like to have some exotic animals like a monkey or a snake? Why are your parents against the idea of having a pet?)
– those who go in for sports – the pupils who are indifferent towards sports or can be called ‘couch potatoes’ (What sport do you go in for? When did you take up this sport? Have you ever taken part in town or school competitions?)
– the pupils who took part in school contests in different subjects – those who are not very good at school and don’t compete with others (What subjects are you good at? Did you win any prizes for your knowledge? Is it important for you to take part in such competitions?)
– those who have been abroad – the pupils who dream to visit some countries (What countries have you visited? Where would you like to go if you had such a chance? Why?)
– the pupils who learn French as the second foreign language – those who learn German (Are there any persons who know other foreign languages like Tatar or Ukrainian? Would you like to use foreign languages in your future profession? Why do people learn languages?).

Данный игровой прием, безусловно, развивает навыки восприятия иноязычной речи на слух (аудирование) и неподготовленную речь учащихся (говорение). Наблюдение учителя за поведением учащихся, степенью их активности и уровнем коммуникативной компетенции каждого ученика поможет учителю методически грамотно спланировать последующие уроки повторения или изучения нового языкового материала.
Итак, игровые приемы – это всегда один из элементов неожиданности на уроке иностранного языка. С другой стороны, они имеют ярко выраженную целенаправленность. Игровые ситуации, предлагаемые учителем в начале урока, выступают средством побуждения, стимулирования учащихся. Ощущение посильности предлагаемых заданий помогает ученикам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок (учащиеся просто о них не думают, они увлечены игровой деятельностью). Использование игровых методов обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка и развитию речевых навыков и умений.

Е. А. Павлова ,
Нижневартовский государственный гуманитарный университет