Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №1/2008

Индивидуальное обучение в группе учащихся

Помните сцену из популярной кинокомедии “Бриллиантовая рука”, когда один из героев фильма, оказавшись, как он думал, на островке, взывает о помощи, размахивая палкой: “Помогите! Помогите!”. И тут появляется подросток и, трогая его за плечо, обращается к нему: “Дяденька…”. А он ему отвечает: “Уйди отсюда, мальчик, не мешай!” и продолжает кричать о помощи.
Эта сценка из фильма очень сильно напоминает ситуацию, которая сложилась вокруг обучения английскому языку в школе, да и не только в школе. Сейчас объясню, что я имею в виду.
Недавно присутствовал на встрече директоров нашей и американской школ, во время которой они делились опытом и обсуждали проблему обучения сильных и слабых учащихся в одном классе. Директор американской школы рассказал, что раньше они делили учеников по классам: в одном были одаренные (как они говорят “gifted students”), а в другом – слабые (“at-risk students”). Потом они были вынуждены отказаться от этой системы, т.к. это очень сильно походило на дискриминацию. Сейчас и сильные, и слабые учащиеся учатся в одном классе. Но теперь возникла другая проблема: как сделать так, чтобы у сильных студентов не замедлялся прогресс в их обучении, а слабые студенты имели возможность осваивать учебный материал медленнее, но зато качественно, т.е. чтобы никто не страдал. Директор нашей школы заявил, что сталкивается с той же проблемой. Когда я, воспользовавшись паузой, сказал, что этот вопрос уже решен и достаточно давно (еще в начале девяностых), они, вежливо выслушав, продолжили обсуждать этот вопрос.
А теперь давайте поговорим, как же можно безболезненно решить эту проблему и организовать занятие таким образом, чтобы обучение в группе учащихся стало индивидуальным.
Прежде всего, следует сказать об основных составляющих такого занятия. Первое – это устные упражнения на CD-ROM дисках или аудиокассетах. Принцип таких упражнений хорошо известен: на CD-ROM диске или аудиокассете начитано предложение на русском языке, затем идёт пауза 5–10 секунд, в течение которой учащийся должен вслух перевести данное предложение с русского на английский язык, а затем звучит ответ на английском языке, начитанный носителем языка. Такие упражнения, особенно сначала, выполняются с опорой на текст, т.е. студентам выдаётся пособие с этими упражнениями, в которых даётся русское предложение, а под ним ответ на английском. Когда студент устно переведёт это предложение, он может в пособии посмотреть ответ, а на CD-ROM диске (или аудиокассете) ответ прозвучит из уст носителя языка. Такие упражнения выполняются на грамматику, лексику, фонетику и т.д. (информацию об устных упражнениях на CD-ROM дисках можно найти на сайте: www.scopintsev.ru).
Другим необходимым составляющим такого занятия являются технические средства: на каждого студента должен быть отдельный CD-плеер или магнитофон, а также необходимо специальное лингофонное устройство, позволяющее осуществлять разные функции, например, ставить студентам разные программы, осуществлять запись речи студентов, прослушивание, соединять студентов в «двойки», «тройки» для диалогов и дискуссий и т.д.
При наличии всего этого урок можно организовать таким образом, что каждый учащийся в группе всё время занятия будет говорить на английском и его речь будет всегда под контролем. Это осуществляется следующим образом. Каждому студенту ставится на его CD-плеер (или магнитофон) диск (или аудиокассета) с необходимым только ему устным упражнением, и каждый начинает отрабатывать устно тот конкретный учебный материал, который проходит, т.е. все студенты говорят одновременно, при этом, никто друг другу не мешает, т.к. выполняют свои упражнения в наушниках. А с одним студентом преподаватель начинает работать индивидуально, например, ему даётся задание на развитие спонтанной устной речи – монолог. Студент рассказывает свой монолог преподавателю, скажем, 5–10 минут, его речь контролируется и исправляется, затем после разбора его ошибок данный студент может приступать к выполнению своего устного упражнения с CD-диском, а преподаватель может теперь взять другого студента и индивидуально поработать с ним и так по очереди с каждым студентом. В результате, каждый студент всё занятие говорит по-английски: то с преподавателем, то делая устное упражнение, при этом его речь всегда под контролем. Когда учащийся выполняет устное упражнение, правильность ответа можно проверить в пособии, а также этот ответ звучит и на CD-диске. Студент слышит носителя языка, что дополнительно помогает развивать навыки аудирования.
При такой организации 2-часового урока для группы учащихся из шести человек преподаватель имеет возможность опросить каждого ученика два раза на каждом занятии и еще провести дискуссию в “двойках” или “тройках”.
Следующее, о чем хотелось бы сказать несколько слов – это эффективность урока. Всем понятно, что ценность и результативность любого урока английского языка определяется прежде всего тем, сколько каждый студент говорит по-английски во время урока, а это, в свою очередь, можно “замерить” количеством предложений, проговариваемом каждым учеником. В лучших университетах мира в группе из 6–8 человек каждый студент успевает сказать в среднем 17–35 предложений за все занятие, состоящим из двух академических часов (имеется в виду предложения, которые контролируются преподавателем). Представляете, всего лишь 17–35 предложений за все занятие! И это в лучших университетах мира! Когда в начале 90-х мы организовали курсы английского языка и через некоторое время достигли неплохих результатов, пришла идея сделать “фотографию” урока всех наших преподавателей (включая автора данной статьи), чтобы максимально объективно оценить эффективность наших занятий. Результаты повергли нас в шок! Оказалось, что на нашем 2-х часовом занятии (которым мы так гордились в то время) один студент успевал проговаривать всего лишь 7–11 предложений! Это и заставило нас придумать что-то такое, что изменило бы это удручающее положение дел. Для сравнения, сейчас каждый студент проговаривает более 200 предложений на занятии по предлагаемой вам схеме.
Хотелось бы коснуться еще одного важного вопроса в этой статье. По данным психолингвистики, чтобы новое слово вошло в активное владение, требуется, чтобы оно “прошло” через нервную систему человека от 17 до 29 раз, т.е. нужно его раз сказать, раз услышать, раз написать, раз прочитать и так 17–29 раз, только после этого данное слово перейдет в активную лексику. Это в равной степени относится и к грамматике. Думаю, что преподавателям-практикам хорошо известны случаи, когда объяснишь, буквально “разжуешь” какую-нибудь тему, дашь много примеров, донесешь всю информацию и думаешь: все, тема села! Но буквально на следующем занятии всё улетучивается, как будто ничего и не было! Думаю, понятно, какие чувства переполняют в этот момент. Однако, ученики тут не совсем виноваты. Все дело в этих пресловутых “17–29 раз”. У нашей нервной системы существует так называемая система безопасности. Человек получает огромное количество информации и, если бы наша нервная система все это усваивала, то человек жил бы, как утверждают некоторые ученые, от 3 до 5 лет из-за перегрузки нервной системы. Поэтому и существует эта система безопасности, которая ограничивает объём информации для человека. И “пробивает” эту систему безопасности только та информация, которая встречается часто (17–29 раз). Из этого следует простой вывод: чтобы какой-то учебный материал “сел” у учащихся, необходимо проговорить десятки, сотни предложений на данную тему, только тогда это выходит на уровень “владения”. А если мы поработали с материалом всего лишь однажды, то не стоит надеяться на какие-то результаты. Это всего лишь “легкое, ни к чему не обязывающее знакомство”. Использование устных упражнений на CD-ROM дисках помогает индивидуально решать и эту задачу, т.к. одному ученику нужно сделать устное упражнение 2–3 раза, чтобы усвоить материал, а другому нужно 10 раз.
При такой системе занятия разный уровень студентов в группе не наносит ущерба процессу обучения, т.к. с каждым можно заниматься по индивидуальной программе и усваивать программу с разной скоростью. Во время такого занятия на каждого студента отводится равное количество времени для развития навыков устной речи, отработки грамматики и т.д. При такой организации занятия можно осуществлять работу над ошибками каждого студента также индивидуально, дав устное упражнение на ту тему, которую не усвоил или забыл ученик. Студент проговаривает сотни предложений на каждую тему, что позволяет качественно усвоить данный учебный материал. Преподаватель на таком занятии освобождается от тяжёлой механической работы, ему остаётся только творческая часть.
Всё вышесказанное можно использовать не только в элитных учебных заведениях, но и в обычной школе. Нужны всего лишь CD-плееры на каждого ученика в группе. Если школа не может позволить себе и этого, то сами ученики могут приносить на урок английского языка свои CD-плееры из дома (они сейчас есть почти у каждого).
Конечно же, 15 учеников в классе – это много для языковой группы, но и при этом большинство из вышеуказанных задач решить можно на таком занятии. Более того, такие занятия уже идут в средней общеобразовательной школе № 369 г. Москвы, и мы готовы информировать о них всех, кого заинтересует такая схема занятия.
Можно ещё долго перечислять преимущества такой организации занятия. Однако, автор данной статьи не претендует на то, что такой подход является единственно эффективным. Существует много путей решения задачи качественного и относительно быстрого обучения английского языка и предлагаемый метод является одним из них. Занятия по такой системе проводятся с 1995 года и накоплен уже немалый опыт. Буду рад поделиться им и детально обсудить все аспекты с теми, кого заинтересовала данная система организации занятия.

Александр Скопинцев ,
Москва