Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №24/2007

Classroom Activities

Приёмы активизации устной речи учащихся
на уроках английского языка
в рамках коммуникативной методики обучения

Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из “непререкаемого авторитета” стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик обучения английскому языку, способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.
Целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике является обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.
Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.
Учителя английского языка часто сталкиваются с проблемой “молчания учеников” на уроке развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?
Задача учителя – создание условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
Для создания таких условий в процессе обучения английскому языку я использую приёмы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.
Лучшими приёмами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приёмы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приёмы. Слово “интерактив” произошло от английского слова “interact”, что значит взаимодействовать. Данные приёмы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне “равный – равному”, где учитель и ученик – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приёмы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Использование этих приемов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Далее предлагаются приёмы, которые используются мною для активизации учащихся на уроках развития навыков говорения.

Поддержка в публикации статьи предоставлена порталом репетитор-по-математике-москва.рф. Главный вопрос стоящий перед сегодняшним учеником старшей школы и его родителями – поступление в ВУЗ. Что бы поступить в престижный и хороший ВУЗ на бюджетное место, нужно хорошо сдать ЕГЭ. Но к сожалению далеко не каждая школа способна подготовить своих учеников в полной мере, особенно к ЕГЭ по математике. И здесь вам помогут репетиторские услуги предоставляемые порталом http://репетитор-по-математике-москва.рф. Здесь вы с легкостью подберете необходимые вам курс дополнительных занятий по демократичным ценам.

Приёмы закрепления грамматических
структур в устной речи учеников

Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированные вопросы – один из эффективных способов добиться этого.
Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание – ученик А должен описать своё состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect. В качестве опор предлагаются слова и выражения.

Key Words
Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired
Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, receive bad news, lose a tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose (one’s) wallet, sleep badly, buy new clothes

Выполнение задания.
А: I’m happy.
Р1: Have you won the lottery?
А: No, I haven’t.
Р2: Have you bought new clothes?
А: No, I haven’t.
Р3: Have you passed exams?
А: Yes, I have.

Данный приём можно использовать при отработке вопросительной формы с местоимениями 3-го лица единственного числа – ученик А говорит ученику B о своём состоянии, остальные расспрашивают ученика В, составляя вопросы в Present Perfect с местоимениями he/she/it.

B: She is tired.
P1: Has she gone to the party?
B: No, she hasn’t.
P2: Has she slept badly?
B: Yes, she has. Now it’s your turn.

Приёмы активизации использования
эмоционально окрашенных выражений
при обучении диалогической речи

Любой учитель английского языка стремится не только научить ученика говорить на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно-эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме. Для того, чтобы ученики овладели данными выражениями и использовали их в своей речи, я использую следующие приёмы:

а) ученики читают выражения “Согласия и несогласия”
Agreeing and disagreeing
Oh, come off it!           Okay, but…
You are dead right.      Absolutely.
That’s true.                 You’ve got a point there.
I suppose…but…

б) классифицируют их по группам “Statements which show strong agreement (++), limited agreement (+), and disagreement (–)”
++                               +                               –
You are dead right.       Okay, but…             Oh, come off it!
Absolutely.                  You’ve got
That’s true.                  a point there.
                                   I suppose … but…

в) добавляют свои собственные выражения. На данном этапе используется прием “мозгового штурма”, в процессе которого любой ученик предлагает свои идеи, любая идея принимается и обсуждается.
++                               +                                –
Good idea.                   You are right,            You are wrong,
I quite agree                 but…                        I’m afraid.
with you.                      Yes, but on the
                                   other hand…

г) затем выражения отрабатываются в диалоге в рамках какой-либо речевой ситуации, где используются личностно ориентированные вопросы. При выполнении данного задания можно использовать мяч.

Тeacher: The situation is “Celebrities”. During our game we use a ball. Your task is to catch a ball, listen to my statement and react using expressions. Let’s begin. To my mind Britney Spears is one of the best singer in the world.
Рupil: You’ve got a point there. But as for me Valeria is the best.
Тeacher: I think Ronaldo is a very bad football player.
Рupil: You are wrong, I’m afraid. He is considered to be one of the most talented ones.
Тeacher: All talented actors are from Russia.
Рupil: Okay, but some foreign actors are not bad either.
Тeacher: The cleverest pupils study at our school.
Рupil: You are dead right.

Приёмы активизации устно-речевых
высказываний при выполнении творческих заданий

К творческим заданиям при коммуникативной методике обучения английскому языку относят интерактивные ролевые игры и открытые обсуждения. На мой взгляд, использование их – удачный приём активизации учеников старших классов для побуждения их к устному высказыванию.
При изучении темы “Education” в рамках речевой ситуации “Choosing Schools”, в которой ученики знакомятся с традиционными и альтернативными школами, которые существуют за рубежом, после выполнения упражнений, формирующих лексико-грамматические навыки, и заданий на развитие навыков аудирования, им предлагается обсудить и выяснить: “Какая школа лучше: традиционная или альтернативная?”
Для этого учащиеся делятся на две команды, поддерживающие разные типы школ; дается время, чтобы они приготовили утверждения “за” свою школу и “против” школы оппонентов. Объявляется регламент (10 минут), ставится цель: “Убедить своих оппонентов, что тот или иной тип школы лучше”.

For a traditional school

For an alternative school

Our school is big and it’s in the centre of the city. So you can make a lot of friends and easily get to school.

Our school is small and it’s situated in a lovely place in the forest. It’s so cozy and we can smell fresh air.

That’s not serious. When you are at school it’s important to be controlled and lead, etc.

Teachers don’t give us any home tasks. We can choose which lessons we will attend. Each of us has our individual program of studying, etc.

В процессе обсуждения учитель фиксирует на доске баллы за убедительные доводы каждой команды. После завершения обсуждения задается вопрос: “Есть ли такие члены команды, кого убедили соперники, и он хотел бы к ним присоединиться?”, и подводится итог по количеству доводов. Затем учитель анализирует ошибки, которые были допущены при обсуждении.
Все выше перечисленные приёмы способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса, т.е. являются интерактивными. Во время использования данных приемов на уроке учитель является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать своё мнение.
Данные приёмы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при выполнении задания, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эврестичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными и в то же время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке.

Айгуль Мизхатовна Ахмадиева,
МОУ гимназия № 1 им. Ризы Фахретдина,
г. Альметьевск, Татарстан