Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №20/2007
Коммуникативный подход в обучении грамматике (на примере рифмованных текстов)
METHODS OF TEACHING
continued from No. 19

Коммуникативный подход в обучении грамматике
(на примере рифмованных текстов)

III. Формирование продуктивных грамматических навыков говорения

Статья опубликована при поддержке Лингвистического Центра АнглоМир. Более чем 10ти летний опыт совместной работы с международными организациями в области обучения иностранным языкам, позволяет Центру АнглоМир предоставлять своим клиентам самые современные курсы английского языка в Москве. Современные техники обучения и высокая эффективность, вот что вы найдете на официальном сайте Центра http://taganskaya.anglomir.net .

• подстановочные упражнения (substitution exercises)

а) На карточке написана только конечная часть предложения. Учащимся предлагается правильно употребить выражения “How much” / “How many”:
(How much) _________ milk can you drink?
(How many) _________ pears can you eat?
(How many) _________ journals have you read?
(How much) _________ money have you saved?

б) На доске вывешивается плакат с выражением There is nothing to do… Всем учащимся раздают карточки с рифмующимися глаголами, например, в следующей последовательности: walk, talk, think, drink, ride, hide, choose, use, lend, send, stay, pay. Учитель объясняет, что учащиеся будут составлять собственные предложения, используя выражение на доске, добавляя к нему “but” и соответствующий глагол.
There is nothing to do but walk.
There is nothing to do but choose.
There is nothing to do but talk.
There is nothing to do but use.
There is nothing to do but think.
There is nothing to do but lend.
There is nothing to do but drink.
There is nothing to do but send.
There is nothing to do but ride.
There is nothing to do but stay.
There is nothing to do but hide.
There is nothing to do but pay.

После составления стихотворения учителю необходимо объяснить, как переводятся подобные предложения на русский язык. Далее можно попросить учащихся:
– дать так называемый “обратный перевод”, когда учащимся предъявляются высказывания на родном языке (What is the English for …?)
– прочитать стихотворение по памяти (можно по принципу “снежного кома”);
– на следующем уроке можно организовать соревнование по командам (по рядам), предложив учащимся самим подбирать рифмующиеся глаголы к тем, которые называет команда соперников.
* Многократное проговаривание учащимися структуры “There is nothing to do but…”, безусловно, обеспечит её прочное запоминание, и учащиеся смогут в дальнейшем без труда включить её в собственные высказывания (expansion), например:
– There is nothing to do but go to the shop, because the fridge is empty.
– There is nothing to do but sleep, because the weather is nasty. It has been raining since morning. Еtc.

в) Учащимся предлагается стихотворение, в котором некоторые слова заменены картинками, они озвучивают стихотворение, называя картинки соответствующими существительными:
I wish I could run like a (собака),
I wish I could swim like a (лягушка).
I wish I could fly like a (бабочка).
I wish I could smile like a (крокодил).
I wish I were, I wish I had,
I wish I could, I wish I met.

• упражнения на восстановление (reconstruction / restoration) – реконструкция преднамеренно деформированного текста

Исправление ошибок (Error Correction)

а) Учащиеся пытаются найти в поэтическом тексте преднамеренно допущенные ошибки (spelling, grammar, vocabulary) и, устраняя их в соответствии с нормами английского языка, воссоздают текст стихотворения в его первоначальном виде:
If I have a crocodil,
I would taught it to play guitar.
I will give it jeens and sandals,
And we had travell in a car!

б) Учащиеся делят поэтический текст на синтагмы:
T h e r e w a s a n o l d w o m a n a n d n o t h i n g s h e h a d a n d s o t h i s o l d w o m a n w a s s a i d t o b e m a d s h e h a d n o t h i n g t o e a t s h e h a d n o t h i n g t o w e a r s h e h a d n o t h i n g t o l o s e s h e h a d n o t h i n g t o f e a r s h e h a d n o t h i n g t o a s k a n d n o t h i n g t o g i v e a n d w h e n s h e d i d d i e s h e h a d n o t h i n g t o l e a v e.

Заполнение пропусков (Gap-filling)

a) На карточке написано стихотворение с пропусками в прошедшем неопределённом времени:

A Journey

Did you ________ at home?
Did you ________ to Rome?
Did your plane ________ on time?
Did you ________ a good time?
Did you ________ in the sea?
Did you ________ TV?
Did you ________ a lot of money?
________ you happy? ________ you sad?
________ you angry? ________ you glad?

Учащиеся должны заполнить пропуски подходящими по смыслу глаголами в нужной форме из предложенного списка: swim, stay, have, fly, be, watch, arrive, spend.
* Можно дать 1–2 лишних глагола, тем самым усложнить задание и приблизить его к формату Единого государственного экзамена по иностранному языку.

Как разновидность этого упражнения можно предложить учащимся сначала расшифровать глаголы в прошедшем времени (переставляя местами буквы), а потом вставить их по смыслу вместо пропусков:
nedcad (= danced), podrepd (= dropped), tunrdeer (= returned), saw (= was):
Bob ________ with Kate,
He ________ his plate,
He ________ home late,
The party ________ great!

б) Учащиеся самостоятельно подставляют форму множественного числа существительных – исключений:
Hey, diddle, diddle,
We change in the middle:
Tooth – ________, mouse – ________,
Goose – ________, foot – ________,
Man – ________, woman – ________,
Child – ________.

в) На доске написано стихотворение, для начала учащиеся читают его хором:
Dear Mr. Peep,
Your knowledge is deep,
Your advice is wise,
Your news is nice.
Your hair is fair,
Your money is there,
Your watch is wrong,
Your will is strong.

Затем учитель последовательно стирает опорные слова (это могут быть артикли, предлоги, существительные, глаголы, прилагательные), или отдельные фразы. Учащиеся хором или по цепочке воспроизводят стихотворение по памяти.

– убираем во всех предложениях глагол-связку “is”:
Dear Mr. Peep,
Your knowledge ___ deep,
Your advice ___ wise,
Your news ___ nice.
Your hair ___ fair,
Your money ___ there,
Your watch ___ wrong,
Your will ___ strong.

– убираем все прилагательные:
Dear Mr. Peep,
Your knowledge ___ _____,
Your advice ___ _____,
Your news ___ _____,
Your hair ___ _____,
Your money ___ _____,
Your watch ___ _____,
Your will ___ _____.

– убираем существительные:
Dear Mr. Peep,
Your ______ ___ _____,
Your ______ ___ _____,
Your ______ ___ _____,
Your ______ ___ _____,
Your ______ ___ _____,
Your ______ ___ _____,
Your ______ ___ _____.

* Проговорив стихотворение четырежды, учащиеся наверняка запомнят, что перечисленные в нём существительные в английском языке употребляются только в единственном числе!

• трансформационные упражнения (transformation exercises)

а) Учащимся предлагается заменить местоимения в предложенном стихотворении, и, соответственно, проспрягать глагол-связку “to be”:
I’m afraid of dogs,
I’m afraid of frogs,
I’m afraid of tigers.
I’m afraid of spiders,
(She is afraid of _____; We are afraid of _____)

б) Учащиеся раскрывают скобки, употребляя
– нужную степень прилагательных (младшая ступень обучения)
A plane is (fast) than a train,
A bike is (slow) than a train.
A duck is (big) than a frog,
A cat is (weak) than a dog.

– глаголы в прошедшем времени (старшая ступень обучения):

Bad Luck

I (oversleep) and (miss) my train,
(Slip) on the pavement in a heavy rain,
(Sprain) my leg, (skin) my knees,
(Break) my glasses, (lose) my keys,
(Get stuck) in the elevator. It (not to go),
(Kick) it twice and (hurt) my toe.
(Buy) a pen that (not to write),
(Take) it back and (have) a fight.
(Go) home angry, (lock) the door,
(Crawl) into bed, (not to take) any more.

* Далее можно предложить задания типа:
– составьте условные предложения II или III типа, например:
If he hadn’t overslept, he wouldn’t have missed the train; If he weren’t in a hurry, he wouldn’t slip on the pavement, etc.;
– опишите свой неудачный день;

в) Учащимся предлагаются рифмованные предложения в любом времени, например, в настоящем совершенном (страдательный залог). Им надо в такой же последовательности задать общие вопросы к предложениям, используя правильный порядок слов:
The fire has been made,
_______________ (Has the fire been made?)
The table has been laid.
_______________ (Has the table been laid?)
The eggs have been beaten,
_______________ (Have the eggs been beaten?)
The cream has been eaten.
_______________ (Has the cream been eaten?)
Затем озвучиваются оба куплета стихотворения.

• вопросно-ответная работа (asking-answering questions)

Содержание стихотворения может стать основой для вопросно-ответной работы, причём вопросы могут как быть направлены на проверку понимания прочитанного или услышанного, так и затрагивать жизненный опыт учащихся, их интересы.
Например, для отработки настоящего неопределенного времени можно предложить следующее стихотворение:
I have a cat, his name is Pit.
And by the fire he likes to sit.
Each day I bring him a dish of milk.
And smooth his coat that shines like silk.
And on my knee he likes to sit.
For Pit loves me and I love Pit.

Возможные вопросы:
– What pet has the girl got?
– What is the cat’s name?
– Where does the cat like to sit? Why?
– What does Pit like to drink?
– How does the girl take care of Pit?
– Do they spend much time together? Why do you think so?
– What pets have you got? How old is (are) it (they)? How did it (they) join in your family and when?
– Would you like to have any pets? Why?
– What does your pet like to do? Is there anything he hates?
– Who looks after your pet? What are you responsible for? etc.

Итак, при помощи игровых приёмов можно закрепить новый языковой материал, а можно и весело и непринуждённо повторить пройденное. Многократное проговаривание однотипных грамматических структур в игре не вызывает усталости у учащихся. Однако учителю важно соблюдать два основных правила использования игр. Во-первых, прежде чем предложить какую-либо игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она даёт обучаемым. Игра ради игры – попусту потерянное учебное время. Учитель всегда должен чётко ставить перед собой дидактическую цель. Во-вторых, не пытайтесь одной игрой решить две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новые слова. Если Вам нужно отработать новую грамматическую структуру, то вся используемая в стихотворении лексика должна быть хорошо знакома учащимся, т.е. необходимо строго соблюдать принцип одной сложности.

Иногда можно внести живую струю в ход урока, создать эффект новизны и “эвристичности”, если положить некоторые стихи на хорошо известные учащимся и любимые ими с детства мелодии песен (например, простые, яркие, легко запоминающиеся и воспроизводимые мелодии из мультипликационных фильмов). На песенной основе незаметно и в непринуждённой обстановке грамматический материал, безусловно, запоминается легче и быстрее, усваивается прочнее и откладывается в долговременной памяти учащихся. Так, например:

а) При изучении глагола “to have” в начальной школе можно принести и раздать учащимся по две игрушки, сгруппировав их таким образом, чтобы одно животное было двусложное, а второе состояло из одного слога, например: a parrot and a fox, a squirrel and a pig, a monkey and a duck, a rabbit and a wolf, etc. Показывая по очереди свои игрушки, дети подставляют соответствующие слова и с удовольствием напевают мотив песни “В траве сидел кузнечик”:
P1: I have, I have a tiger, I have, I have a tiger,
I have, I have a tiger, a tiger and a cat.
Cl: Have you a tiger? Have you a tiger?
P1: Yes, I have a tiger.
P1: Have you a tiger? Have you a tiger?
Cl: No, we have not.

б) Тренировку оборота “to be going to” можно построить на исполнении песни “Каравай”, где используются уже знакомые учащимся глаголы:
I am going to be,
I am going to see,
I am going to visit,
I am going to meet.

Refrain:
Karavay, karavay
Whom you like выбирай.
Choose, choose, choose, choose,
Whom you like, please, choose.

I am going to show,
I am going to take,
I am going to promise,
I am going to make.

Refrain:

I am going to read,
I am going to write,
I am going to speak,
I am going to recite.

Refrain:

в) Учащиеся быстро и легко запомнят порядок слов в специальных вопросах в настоящем совершенном времени, если разучить с ними песню на мотив “Ты ж мэне пидманула”:
Where, where have you been?
What, what, what, what have you seen?
What, what, what, what have you done?
Have you had a lot of fun?

Благодаря музыке создается благоприятный психологический климат на уроке, повышается эмоциональный тонус. Однако следует помнить о том, что музыка – не самоцель и не развлечение на уроке иностранного языка. Она должна естественным образом вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу обучаемых. Задача учителя при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; развить, а не вдолбить.
В заключение хотелось бы сказать о том, что, конечно, главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения изучаемого материала в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над рифмовками, стихами и песнями. Описанные игровые упражнения с рифмованными структурами, подобранными по грамматическому принципу, по сути, представляют собой ситуативно-вариативные упражнения, где создается возможность для многократного повторения учащимися одного и того же речевого образца. Их можно широко использовать на занятиях английским языком (как на уроках, так и во внеклассной работе) с целью психологического воздействия на обучаемых: для поднятия их эмоционального состояния и повышения активности и работоспособности.

Е.А. Павлова,
Нижневартовский государственный
гуманитарный университет