Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №19/2007
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Лекция 3. Раздел ЕГЭ “Аудирование”
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Клековкина Елена Евгеньевна

Статья опубликована при поддержке группы компаний «Экономистъ». В реалиях современного бизнеса, бухгалтер становится самой инновационной профессией. Будь Вы профессионалом со стажем, или только недавно получившим должность новичком, изменения налогового законодательства и реформирование бухгалтерского учета затрагивает вас напрямую. Что бы проще адаптироваться к новым стандартам, группа компаний «Экономистъ» предлагает посетить курсы повышения квалификации для бухгалтеров. Посетите официальный сайт компании www.ГруппаЭкономистъ.рф и узнайте о предлагаемых услугах подробнее.

Система подготовки учащихся к ЕГЭ
по английскому языку

Учебный план

Лекция 3. Раздел ЕГЭ “Аудирование”

Система проверяемых умений и типы тестовых заданий в ЕГЭ. Элементы, составляющие умения в трёх видах аудирования. Система упражнений для развития умений аудирования.

В предыдущей лекции мы в общем виде определили два аспекта подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Условно назовём эти аспекты содержательным и процессуально-технологическим. Содержательный аспект предполагает развитие коммуникативной компетенции, развитие комплексных коммуникативных умений. Процессуально-технологический аспект заключается в овладении навыками работы в новом экзаменационном формате.

Рассмотрим, каким образом эти два аспекта подготовки могут проявлять себя в отношении аудирования. Прежде всего напомним, что раздел ЕГЭ “Аудирование” состоит из заданий тестового типа, измеряющих уровень сформированности умений:
1. понять основную мысль текста (тип задания – установление соответствий между звучащими высказываниями и предъявленными в задании утверждениями);
2. понять и извлечь необходимую информацию из текста (тип задания – установление правильности или неправильности высказывания и наличия информации в тексте, выбор ответа из предложенных true, false, not stated);
3. полностью и детально понять смысл текста (тип задания – выбор правильного ответа из трёх предложенных).
Таким образом, в рамках содержательного аспекта должно происходить развитие и совершенствование различных видов аудирования как комплексного речевого умения. Технологический аспект предполагает знакомство со спецификой заполнения бланков ответов ЕГЭ, тренировку в выполнении тестовых заданий различного типа. Нужно отметить, что при этом нет никакой необходимости превращать эту тренировку в скучное “натаскивание” на выполнение заданий формата ЕГЭ. Различные виды и стратегии аудирования формируются в процессе обучения английскому языку с помощью разнообразных упражнений, в состав которых можно с успехом включать задания тестового типа. Важно подобрать учебные пособия, где подобные упражнения не хаотичны, а представляют собой продуманную и логично выстроенную систему. Работа с тестовыми заданиями не должна превращаться в самоцель, она должна вести к постепенному овладению ими как средством для совершенствования языковых и речевых умений. Однако перед экзаменом надо дать учащимся возможность получить достаточный опыт работы в формате ЕГЭ, предложив им несколько раз проделать в соответствующих временных рамках комплексы тестовых заданий, аналогичных ЕГЭ. Полезно при этом проделать предварительные упражнения, привлекающие их внимание к специфике как содержательной, так и практической стороны выполнения заданий всех разделов экзамена.
Мы уже говорили о том, что содержательный аспект подготовки к выполнению заданий экзамена в целом и раздела “Аудирование” в частности должен по сути дела быть частью учебного процесса по английскому языку. В отечественной и зарубежной методике существуют подробные исследования аудирования как вида речевой деятельности, описаны психические процессы, лежащие в основе механизма аудирования (восприятие на слух и узнавание, внимание, антиципация, смысловая догадка, вычленение единиц смысловой информации, завершающий синтез и т.д.). Тем не менее, на практике умение аудирования остаётся одним из наиболее сложных речевых умений, а раздел “Аудирование” – одной из наиболее трудных частей ЕГЭ. С самого начала обучения английскому языку в школе необходимо выбирать учебники и пособия, снабжённые качественными и интересными для соответствующего возраста аудиоматериалами. Эти материалы должны сопровождаться достаточным количеством упражнений для учебного аудирования, направленных на формирование слухо-произносительных и рецептивных лексико-грамматических навыков, на совершенствование слуховой памяти, внутренней речи и т.д.
На среднем и, в особенности, на старшем этапе обучения английскому языку следует уделять внимание коммуникативному аудированию, которое в отличие от учебного аудирования нацелено в конечном итоге на формирование умения понимать устную речь на слух при её однократном (на подготовительном этапе – двукратном) предъявлении. При этом прослушивание происходит с чёткой предварительной коммуникативной установкой: для понимания основного содержания (skim listening, listening for gist), для выборочного извлечения необходимой информации (listening for specific information), для полного детального понимания (listening for detailed comprehension). Подчеркнём, что чрезвычайно важно приучать учащихся воспринимать и понимать на слух тексты различных типов и жанров, монологические и диалогические высказывания разных собеседников – мужчин, женщин, подростков.
Старший этап обучения в школе – это важный период развития и совершенствования умений аудирования школьников, а для некоторых из них – период подготовки к ЕГЭ и, возможно, международным экзаменам по английскому языку. Особенности этого этапа обучения стремились учесть авторы представленной нами в предыдущей лекции серии учебных пособий Exam Skills for Russia. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ и пособие Speaking and Listening содержат систему разнообразных упражнений (включая упражнения тестового типа), направленных на совершенствование всего спектра умений, составляющих коммуникативное умение аудирования (listening skills). С другой стороны, в эту систему включены упражнения, способствующие овладению особенностями выполнения тестовых заданий ЕГЭ и международных экзаменов (exam skills).
Авторы предлагают один из возможных путей совершенствования комплексного коммуникативного умения аудирования на старшем этапе – определение и интенсивное развитие составляющих его компонентов: специфических, частных умений разных уровней (sub-skills, micro-skills, enabling skills). Надо отметить, что этот подход по своей природе адекватен тестовой форме контроля. Цель последней – измерить сформированность того или иного комплексного коммуникативного умения во всех его аспектах. При этом отдельные тестовые вопросы, входящие в состав экзаменационных заданий, могут быть направлены на проверку различных частных составляющих это умение микроумений. Аудирование, чтение, письменная и устная речь как виды речевой деятельности представляют собой комплексные когнитивные умения, состоящие в свою очередь из иерархии составляющих их умений. Умения в аудировании с различными целями (для понимания основной информации, для извлечения специфической информации, для полного детального понимания) являются комплексными специфическими умениями. Эти специфические умения требуют отработки разных стратегий аудирования и, соответственно, – специальных упражнений. В состав всех специфических умений или некоторых из них входят более мелкие частные умения. Недостаточная сформированность этих отдельных частных умений может влиять на успешность понимания звучащего текста в целом. Среди них следует назвать:
• умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;
• умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);
• умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом;
• умение прогнозировать развитие высказывания;
• умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;
• умение понимать причинно-следственные связи в тексте;
• умение понимать не только эксплицитно (явно), но и имплицитно (завуалированно) представленную в тексте информацию;
• умение догадаться при необходимости об отношении говорящего к предмету разговора, взаимоотношениях и социальных ролях партнёров по общению, месте протекания беседы и т.д.;
• умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение);
• умение делать выводы из услышанного;
• умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно при аудировании с целью основного понимания);
• умение воспринимать и понимать в тексте ключевые слова.
Этот список частных умений можно было бы продолжить и детализировать, однако наиболее значимые из них названы. Необходимо, однако, иметь в виду, что при всей важности частных умений аудирования они являются лишь компонентами, составляющими комплексное речевое умение, а их сформированность не может рассматриваться как самостоятельный результат обучения. В связи с этим упомянутое выше пособие Speaking and Listening построено таким образом, что упражнения, нацеленные на то или иное частное умение в рубриках “Develop your Listening Skills” и “Practise your Listening Skills” каждого блока пособия, интегрируются в результате в задания, направленные на работу над комплексными специфическими умениями в различных видах аудирования.
Приведём названия содержательных блоков (units) пособия Speaking and Listening (каждому из названий, точнее, указанных в названиях специфических и частных умений, соответствует в пособии два блока; в рамках блоков, посвящённых специфическим умениям, отрабатываются составляющие их частные умения):
• Listening for gist;
• Listening for specific information;
• Anticipating and predicting;
• Understanding attitude and purpose;
• Identifying roles and relationships;
• Identifying location;
• Note-taking and blank-filling;
• Deducing meaning;
• Understanding intonation and stress.

В качестве примера отработки такого значимого частного умения аудирования, как антиципация и прогнозирование, приведём последовательность упражнений блока 3 (тема блока – Fame).
Работа над частным умением начинается в рубрике Develop your Listening Skills с краткой вводной информации Listening Know How на русском языке, ориентирующей школьников в направлении учебной работы по аудированию в рамках данного блока: развивайте умение прогнозировать содержание последующей реплики собеседника. Это умение вам очень поможет в понимании речи носителей языка.
Далее упражнения расположены в следующей последовательности:

A. You are going to listen to a talk about a well-known writer. Underline which of the following words and phrases you expect to hear:

B. Listen to the first part of the talk. Then try to predict what the speaker is going to talk about next.
In the next part, the speaker is probably going to talk about…
1. what life at Harry Potter’s school is like
2. some of the characters in the Harry Potter stories
3. the early life of J.K.Rowling

C. Listen to the second part of the talk. As you listen, check your answer to Exercise B. Then try to predict what the speaker is to talk about next
In the next part, the speaker is probably going to talk about…
1. Rowling’s first success with Harry Potter
2. what Rowling’s life is like now
3. what Rowling was like as a teenager

D. Listen to the second part of the talk. As you listen, check your answer to Exercise C. Then try to predict what the speaker is to talk about next.
In the next part, the speaker is probably going to talk about…
1. what Rowling’s life is like now
2. how much Rowling enjoyed lessons at school
3. what happens in the latest Harry Potter book

E. Listen to the final part of the talk. As you listen, check your answers to Exercise D.

F. Listen to the whole talk again. Write a word or a short phrase to complete these statements.
1. Adults and children like the stories and ……….
2. Chipping Sodbury is a town near ……………..
3. When she was nine, J.K. Rowling’s family moved………………….
4. Rowling enjoyed English and ………. at school.
5. At university, she studied…………………..
6. After working as a ………………………., she went to teach English in Portugal.
7. Nowadays, Rowling lives ……………………….. with her husband and children.

Упражнение А помогает учащимся перед прослушиванием настроиться на тематику текста и прогнозировать его ключевую лексику. В упражнениях В – Е, прогнозируя содержание последующей части текста по содержанию предыдущей части, учащиеся приучаются видеть логику развития высказывания. По содержанию вопросов упражнения F видно, что в нём отрабатывается специфическое умение аудирования с целью извлечения конкретной информации. В данном упражнении учащиеся прогнозируют, какого рода информация может содержаться в предложенных незаконченных предложениях. Это помогает им локализовать и понять необходимую информацию при прослушивании текста. Умение прогнозирования, важное для понимания звучащего текста в любом виде аудирования, особенно значимо при аудировании с целью извлечения запрашиваемой информации из текста. При его отсутствии затруднительно локализовать, услышать и точно понять информацию в тексте. В упражнении F на практике иллюстрируется, как работает частное конкретное умение в рамках комплексного специфического умения.
В рубрике “Practise your Listening Skills” работа над частным умением продолжается. В первом упражнении данной части блока учащимся предлагается предугадать, какие из лексических единиц они услышат в высказываниях (задание аналогично первому упражнению из предыдущей рубрики, однако оно несколько усложняется, поскольку предстоит слушать не одного, а нескольких человек)
Под фотографиями людей, о которых идет речь в аудиотекстах, размещены лексические единицы и таблица, которую предлагается заполнить.

Умение прогнозировать основное лексическое наполнение текста позволяет сконцентрировать внимание на ключевых словах и передаваемых ими элементов смысла текста.
В следующем упражнении учащимся предлагается прослушать высказывания и проверить успешность своего прогнозирования.
Далее учащиеся прослушивают тексты ещё раз и устанавливают правильность или неправильность предлагаемых в упражнении утверждений, содержащих фактическую информацию. Как и в ЕГЭ, информация в звучащих текстах содержится в перефразированном виде по сравнению с формулировками предложенных утверждений. Для выполнения задания учащимся приходится соотносить ключевые слова с их эквивалентами в текстах. Таким образом, в рамках данного блока ещё раз частное умение прогнозирования вписывается в работу над специфическим комплексным умением извлечения из текста запрашиваемой информации, представленным во всём спектре составляющих его умений.
Цикл упражнений завершается парной работой, где каждому из партнёров по общению предлагается рассказать о каком-либо знаменитом человеке и объяснить, что его в нём привлекает. Слушатель должен отгадать, о ком идёт речь. Таким образом, учащиеся получают возможность использовать лексику пройденного урока в самостоятельных устных высказываниях на близкие им темы. Аудирование продолжается, но источниками информации становятся сами учащиеся. Параллельно с работой над умениями аудирования школьники в рамках описанных упражнений практикуются в выполнении тестовых заданий четырёх разных типов.
Подобной тщательной отработке подвергаются в рамках других блоков пособия все упомянутые нами специфические и частные умения аудирования. В блоках, посвящённых умению понять основную мысль текста, обращается внимание на такие частные умения, как выделение ключевых слов, различение главной и второстепенной информации, содержащейся в звучащем тексте. При работе над аудированием с целью полного понимания текста отрабатываются умения делать выводы из услышанного, определять причинно-следственные связи в тексте, понимать имплицитно представленную в тексте информацию. Все названные выше частные умения проверяются в рамках заданий ЕГЭ, объектами контроля в которых являются специфические комплексные умения в различных видах аудирования.

Перейдём к некоторым особенностям процессуально-технологической стороны выполнения заданий по аудированию и переноса ответов в бланки ответов.
В “Инструкции по выполнению работы” Демонстрационного варианта ЕГЭ по английскому языку 2007г. сказано: “Раздел 1 (Аудирование) включает 15 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильного ответа из трёх предложенных. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 1 – 30 минут.” Зачастую у преподавателей и учащихся возникает вопрос, что же имеется в виду в данном контексте под словом “задание”. Вопрос этот – далеко не праздный, поскольку в конечном итоге он связан и с правильным переносом ответов в бланки ответов, и с пониманием формата раздела. На самом деле, при обращении к демоверсии мы видим, что субтест по аудированию состоит из трёх частей, каждая из которых предваряется инструкцией и включает в себя несколько пунктов (всего 20).

Раздел 1. Аудирование

A. The speaker liked the panorama in front of the hotel.
B. The speaker talks about having problems with police on arrival.
C. The speaker had a hard time finding his way to the hotel.
D. The speaker tells how to save money while visiting an expensive place.
E. The speaker gives advice on choosing a place to stay at while travelling.
F. The speaker found the view from his hotel room awful.
G. The speaker was surprised at some norms of cultural behaviour in the country he was visiting.

Вы услышите разговор между друзьями. Определите, какие из приведённых утверждений А1 – А7 соответствуют содержанию текста (1 – True), какие не соответствуют (2 – False) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 – Not stated). Обведите номер выбранного вами варианта ответа. Вы услышите запись дважды.

A1 It didn’t cost Betsy anything to use the diving equipment.

1) True 2) False 3) Not stated

A2 Alex had to work more than 9 hours on Saturday.

1) True 2) False 3) Not stated

A3 Alex is pleased with the benefits he gets at his work.

1) True 2) False 3) Not stated

A4 Betsy forgot about her classmate’s birthday.

1) True 2) False 3) Not stated

A5 Betsy’s friends gave her a lift home because it was very late at night.

1) True 2) False 3) Not stated

A6 Alex was invited by his grandparents for lunch on Sunday.

1) True 2) False 3) Not stated

A7 Betsy couldn’t make herself do any homework on Sunday.

1) True 2) False 3) Not stated

Становится понятно, что слово “задание” в контексте инструкции многозначно. В одном случае оно обозначает часть 1 (В1) (“задание на установление соответствий”), проверяющую понимание основного содержания звучащего текста (см. спецификацию) и включающую 6 отдельных пунктов. В то же время «заданиями» инструкция называет отдельные пункты (А1 – А7) части 2, где проверяется понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации (7 пунктов) и части 3 (А8 – А14), где объектом проверки служит полное понимание текста (7 пунктов). В сумме мы имеем, таким образом, 15 заданий (20 пунктов) в разделе “Аудирование”. Правильный ответ на каждый из пунктов оценивается в один балл, суммарный балл, таким образом – 20.
Такое употребление слова “задание” связано с технологией переноса ответов учащихся в бланки ответов. Обратите внимание на то, что каждое из “заданий” обозначено своей буквой: В (задание, требующее краткого ответа) или А (задание, требующее выбора ответа из нескольких предложенных) и своим порядковым номером (В1, А1, А2 и т.д.). Задания на установление соответствий обозначаются в ЕГЭ по иностранным языкам буквой В и одним порядковым номером; ответы на них представляют из себя краткий ответ – последовательность букв. Например, ответ на первое задание рассматриваемого нами раздела “Аудирование” в бланке ответа выглядит следующим образом: В1 FAECGD.
При оценивании Бланк ответов №1 ЕГЭ подвергается компьютерной обработке. Поэтому во избежание досадных ошибок важно, чтобы учащиеся внимательно и аккуратно вписывали свои ответы в разделе “Аудирование” в бланк ответов №1 соответственно обозначающим их номерам и буквам. В этот же бланк они будут вписывать ответы в разделах “Чтение” и “Грамматика и лексика”. Необходимо освоить эту техническую сторону теста, дав учащимся возможность заранее ознакомиться и практически поработать с бланками ответов, тем более что техника заполнения бланков ответов ЕГЭ по иностранным языкам несколько отличается от ЕГЭ по другим предметам. Ответы на задания типа А располагаются в верхней части бланка (в них надо отметить выбранный вариант ответа), ответы на задания типа В вписываются в специальные поля под соответствующими номерами в нижней части бланка. Кроме того, в бланке есть поля для замены неправильных ответов на правильные (зачёркивания исключаются). Неудобство, с которым приходится мириться, – это переход в процессе переноса ответов от нижней к верхней части бланка и обратно. На бланке ответов даны образцы букв и цифр, в написании которых также следует потренироваться, в особенности учащимся с неаккуратным почерком.
Мы остановились здесь столь подробно на технике переноса ответов из черновиков (которыми являются КИМы, т.е. контрольно-измерительные материалы, где учащиеся первоначально выполняют задания), в бланки ответов, чтобы не возвращаться к этому вопросу в лекциях по другим разделам экзамена.
Поговорим теперь более подробно о формате раздела. Условимся при этом использовать слово “задание” в более привычном для нас значении, т.е. будем называть таким образом часть раздела, которую предваряет инструкция. Для обозначения отдельных пунктов заданий используем термин “тестовые вопросы”.
Вернёмся к материалам демоверсии. Итак, раздел “Аудирование” состоит из трёх заданий. Каждое из этих заданий (как и любое тестовое задание) представляет собой инструктивную часть (формулировку задания) и собственно содержательную информативную часть (т.е. тестовые вопросы). Выполнение любого задания по аудированию должно начинаться с внимательного прочтения обеих его частей. Это помогает определиться с технологией выполнения задания данного типа и прогнозировать содержание звучащих текстов, что особенно важно при аудировании.
Обратимся к заданию 1. Из инструкции понятно, что тексты раздела предъявляются дважды, что перед прослушиванием текстов специально даются паузы для ознакомления с тестовыми вопросами, что паузы сделаны также перед вторичным прослушиванием текстов. Важно, чтобы по прочтении инструкции экзаменуемый настроился в данном задании на прослушивание кратких монологических высказываний нескольких говорящих.
Мы уже определили, что тип 1-го задания – установление соответствий. Из тестовых вопросов понятно, что высказывания в данном задании (как и во всех заданиях этого типа в разных вариантах ЕГЭ) объединены общей темой: путешествия и впечатления, с ними связанные. При прослушивании важно определить то разное, что содержательно отличает высказывания друг от друга. При прочтении тестовых вопросов необходимо постараться запомнить их содержание, чтобы при прослушивании легче было выбрать правильный вариант.
Данное задание проверяет умение понять основную мысль звучащего высказывания. Напоминаем, что информация в текстах и утверждениях представлена в перефразированном виде и учащимся необходимо соотносить не слова, содержащиеся в высказываниях и текстах, а их содержание. Нужно помнить, что тексты могут включать в себя второстепенную информацию, малозначащие детали. Главную мысль помогут понять и вычленить ключевые слова текста и повторяющиеся или выделяемые лексическими, грамматическими и интонационными средствами компоненты содержания. Значащая информация зачастую располагается в начале или, в особенности, конце высказывания. Всё сказанное необходимо учитывать в процессе овладения учащимися стратегией выполнения заданий данного типа.
Задание 2 повышенного уровня сложности раздела “Аудирование” состоит из 7 тестовых вопросов (А1 – А7). Еще раз следует обратить внимание на то, что каждый из них имеет свой порядковый номер в КИМах и, соответственно, в бланке ответов. Тип данного задания – выбор ответа из трёх предложенных вариантов. При более внимательном рассмотрении мы узнаем в нем тестовое задание, которое привыкли называть True, False, Not stated, поскольку именно из этих трёх вариантов нам предлагается сделать выбор в ответах на все тестовые вопросы. При выполнении задания необходимо помнить, что информация в тексте предъявляется последовательно соответственно расположению вопросов. Однако в этом, казалось бы, “удобстве” кроется некоторая опасность. Не распознав в тексте ответ на очередной вопрос и пребывая в ожидании его поступления, учащийся может пропустить информацию, которая служит ответом на последующие тестовые вопросы. Поэтому, как и в первом задании, перед началом прослушивания необходимо внимательно прочесть не только инструкцию, но и тестовые вопросы для прогнозирования содержания текста и для последующей локализации в звучащем тексте запрашиваемой информации. В задании проверяется умение понять и извлечь из звучащего текста конкретную информацию; отмеченные трудности можно снять при условии отработки составляющих это умение компонентов (см. выше). С содержательной стороной подготовки к экзамену и с недостаточной сформированностью частных умений аудирования связаны также трудности, обусловленные тем, что информация в тексте подаётся в перефразированном или несколько завуалированном виде. Возникающие у учащихся проблемы могут быть также связаны с наличием варианта Not stated в предлагаемом наборе ответов. Школьникам зачастую бывает трудно определить грань между вариантами False и Not stated. Последний предполагает полное отсутствие какой бы то ни было информации по предлагаемому тестовому вопросу в тексте.
Задание 3 высокого уровня сложности раздела “Аудирование” состоит из 7 тестовых вопросов (А8 – А14). Тип задания – выбор ответа из трёх предложенных. В задании проверяется комплексное специфическое умение аудирования для полного детального понимания текста. Специфика этого типа задания в том, что при выборе правильного ответа необходимо внимательно прочитывать предлагаемые варианты в совокупности с основой тестового вопроса, общей для всей вариантов.
При выполнении тренировочных тестовых заданий различных типов полезно попробовать не только получить от учащихся правильный ответ, но и проанализировать вместе с ними процесс его получения. Полезны также упражнения, которые нацеливают внимание учащихся на специфические черты задания на основе практического опыта. “Сборник тестов для подготовки а ЕГЭ” серии Exam Skills for Russia содержит 20 тестов для тренировки в формате ЕГЭ и для работы над совершенствованием коммуникативных речевых умений. Каждый тест предваряется упражнениями по отдельным тестовым заданиям, которые помогают учащимся на практике освоить специфику каждого типа задания.
В заключение приведём пример одного из упражнений:

Listening: First Task

Look at the first task of Section 1. Listening. Match the statements A–F to the following speakers.
1. ‘I need to find other people to play with.’
Statement ____________
2. ‘I don’t understand why people find sport so interesting.’
Statement ____________
3. ‘I think it would be exciting to be in a Formula 1 race.’
Statement _____________
4. ‘I like to see people working together in sport.’
Statement _____________
5. ‘Sally, Jackie and I play tennis almost every weekend.’
Statement _____________
6. ‘I like to do sport to get exercise and stay healthy.’
Statement _____________
(key: 1B 2F 3E 4A 5D 6C)

Упражнение соотносится со следующим тренировочным тестовым заданием:
Вы услышите 5 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего 1–5 и утверждениями, данными в списке A–F. Используйте каждую букву, обозначающую утверждение, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.
A. She enjoys watching team sports.
B. She wants to join a team to play a sport.
C. She thinks sport is a good way to keep fit.
D. She likes playing sports with her friends.
E. She would like to try a dangerous sport.
F. She thinks watching sport is boring.

Учащиеся проделывают упражнение перед тем, как приступают к непосредственному выполнению задания по аудированию из тренировочного теста. Выполняя упражнение, они на практике приучаются внимательно изучать тестовые вопросы до прослушивания текстов, прогнозировать по ним содержание высказываний; настраиваются воспринимать информацию, присутствующую в текстах имплицитно или в перефразированном виде.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные аспекты подготовки к выполнению заданий в разделе ЕГЭ “Аудирование”?
2. На что нужно обратить внимание при подготовке в содержательном плане?
3. Какие умения входят в состав комплексного коммуникативного умения аудирования?
4. Каков формат раздела ЕГЭ “Аудирование”?
5. Какова специфика переноса ответов в бланки ответов?
6. Каковы особенности заданий трёх типов в разделе “Аудирование” и как можно подготовить учащихся к их успешному выполнению?