Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №11/2007

METHODS OF TEACHING

Занимательный английский

для младших школьников

В наши дни дети часто начинают изучать иностранный язык с 1-го класса. В этом возрасте они ещё не задумываются о роли и значении английского языка в их дальнейшей жизни. В 6 – 7 лет ребёнку гораздо важнее, что происходит “здесь” и “сейчас”, то есть он просто отвечает на вопрос: интересно для него занятие или нет. Сделать урок интересным и увлекательным, учитывая возрастные особенности ребёнка, – вот основная задача педагога.

Урок подразумевает совместную деятельность учителя и ученика, на время урока они становятся партнёрами. Педагогика сотрудничества прежде всего ставит целью создание благоприятного психолого-педагогического климата в классе. В начальной школе адаптация к новому коллективу и режиму работы происходит не всегда гладко и безболезненно для ребёнка. Для него это определённого рода стресс: не все дети сразу же готовы включиться в учебный процесс и активно в нём участвовать. Поэтому надо дать ребёнку необходимое время на адаптацию. Если ребёнок на уроке не идёт на контакт, не отвечает на вопросы, не надо на него давить, тем более кричать. Лучше через некоторое время вновь обратиться к ученику, задав ему любой самый простой вопрос, и обязательно похвалить! Похвала часто снимает комплекс неуверенности и боязни сказать что-то не так. “Мы партнёры, и мы все должны высказывать разные (а не одно) мнения.” “Не бойтесь ошибиться! Это нормально для того, кто хочет найти истину!” Задача учителя ненавязчиво подвести ребенка к правильному ответу, поддерживая его желание этот ответ найти. Часто дети в период адаптации аккумулируют всё, что происходит на уроке, а затем, при правильном педагогическом подходе, в них просыпается желание говорить самим и быть активными на уроке.

Как известно, до 10 лет у детей больше развито правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение и образы. Необходимо учитывать эту возрастную особенность ребёнка и не требовать от него решения трудных логических задач или составления сложных алгоритмов действий. “Золотым ключиком”, который открывает все ворота, становится игра. Обучение через игру – вот основной тезис педагога, работающего в начальной школе!

Игровую методику можно использовать в любой теме. Например, изучение английского алфавита станет гораздо проще и интереснее, если буквы учить не по порядку, а группируя их. Например, по наличию одинаковых звуков в названии букв.

[ei] – a; h; j; k
[i:] – b; c; d и т.д.

Кроме того, к некоторым буквам можно придумать рифмовки.

“А” зовет друзей (т.е. первая буква зовёт всех других) или Кто зовет друзей? – Это буква “А”, а некоторым, которые дети часто путают, придумать названия:

толстушка Gg,
худышка Jj,

Можно придумать сравнения: “i” похожа на гвоздик, если сядешь на такой, то скажешь “ай”.

Обучение грамматике также происходит через игру, так как дети ещё не знают по-русски названия частей речи и членов предложения. Поэтому слово “глагол” я заменяю словом “действие”, “местоимение” – “вместо имени” и отрабатываю их по картинкам.

Привязка к определённому образу помогает ученикам легко осваивать новый материал. Так, знакомя их с глаголом to be, я рассказываю им сказку: “Жил-был король to be и было у него трое верных слуг: am, is и are. Самым привилегированным был слуга am, он прислуживал лишь одному господину I. Is прислуживал трём господам: he, she, it. Are – тоже трём: you, we, they.”

Если в том, о чём мы говорим, нет действия, то место занимает слуга короля to be. После этого уместно провести игру “Есть ли действие?” Я говорю по-русски ряд предложений и прошу хлопнуть тогда, когда действия нет. Например:

Я хожу в школу.
Я – школьник.
Я играю в футбол.
Я – футболист.
Он живёт в России.
Он – из России.

После таких примеров дети легко определяют (при переходе на английский язык), когда требуется помощь слуг короля to be. Слуги короля to be сами могут образовывать вопросы и отрицания (объясняю на примерах), но как же образовать вопрос или сделать отрицание, когда есть “действие”? Опять перехожу к образу: для того, чтобы сделать это приходит другой помощник, “красавец do”.

Вывожу правило для образования вопросов и отрицаний:

нет действия – помощь слуг am, is, are!

есть действие – помощь красавца do.

Для того чтобы объяснить использование вспомогательного глагола does, я рассказываю следующую историю.

“Живёт в стране сказок принцесса S, и она всегда ходит со своим отцом, когда говорят о ком-то и чём-то в единственном числе.

но как только надо спросить о ком-то или чём-то в единственном числе, появляется наш помощник красавец do, принцесса S влюбляется в красавца и убегает от отца к нему. Что получается?

Do + (e)S = Do(e)S.
Does he live in London?

Эти истории очень нравятся ребятам, они становятся их участниками и легко и с удовольствием осваивают азы грамматики!

А вот какой увлекательный приём я использовала при изучении цветов. Я взяла набор игрушечных инструментов разных цветов и показывая, например, как работают зелёной ножовкой, говорила: “green, green, green”.

Затем то же самое проделывала с жёлтым молотком, розовым болтом и т.д. Просто, забавно, а эффект поразительный! Происходит соединение слова, звука и образа! Также гораздо проще и быстрее выучить названия сезонов и месяцев, пропевая их!

Вообще, учитель – это еще и артист. Включение элементов театральной деятельности очень помогает. При использовании коммуникативного подхода к обучению, направленного на практику общения, также можно подключать и невербальные средства общения (мимику, жесты, движения тела и др.). Так, гораздо эффективнее, веселее и забавнее, отвечая на вопрос “какой персонаж?” сказать fat, clever, big, long, old и т.д. и показать это жестами и мимикой, чтобы дети сами догадались о значении слов!

Это только несколько примеров из моей учительской практики. Буду рада, если коллеги поделятся своими педагогическими находками.

Елена Юрьевна Шоева,
ЦО № 1445, Москва

Статья опубликована при поддержке компании SnabWorld - одного из крупнейших онлайн гипермаркетов по продаже инструментов и расходных материалов для производства и сборки мягкой и корпусной мебели, укладки паркета и других видов отделочных, ремонтных и строительных работ. В каталоге продукции SnabWorld представлены абразивные материалы и аксессуары, деревообрабатывающее и компрессорное оборудование, крепёж, фрезы, пневматический и ручной инструмент и мн.др. Фрезы пазовые прямые от производителя WPW, представленные в интернет-магазине, – это надёжный инструмент, который позволит решить многие задачи по обработке дерева - изготавливать пазы, декорировать поверхность древесного полотна и многое другое. С подробной информацией об этой и других категориях товаров, предлагаемых гипермаркетом, ценах и условиях доставки заказов Вы можете ознакомиться на сайте snabworld.ru.