Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №11/2007

METHODS OF TEACHING

Игровые технологии

на уроках английского языка

Проработав 27 лет в школе, поняла, по-моему, главное: большинство детей будут учить английский, только если им интересно им заниматься. В ином случае не помогут никакие доводы об особой значимости английского в настоящее время. Зато при увлекательности и нестандартности занятий языком ученики преодолеют всё: и зазубривание слов фразами, и понимание сложного грамматического материала, и разговорные фразы с английской интонацией.

Мне повезло последние 10 лет работать в гимназии, которая является площадкой для педагогической практики студентов лингвистического отделения педколледжа. Союз опыта и молодой энергии даёт отличные результаты.

Хочу поделиться некоторыми педагогическими приёмами, дающими неплохие результаты по повышению мотивации и интереса учащихся в изучении английского языка.

Тематическую лексику часто ввожу языковой дефиницией. Опрос учащихся по лексике тоже проводится через дефиницию. На дом ученики получают задание не только выучить новые слова, но и представить дефиницию. Проводится конкурс на лучшие дефиниции. Приведу пример:

An iron

1) It’s used to press clothes
2) It’s hot when it works and it’s cold when it doesn’t.

To survive

1) to stay alive
2) not to die out

A weapon

1) guns, knives, arrows are…
2) it is used to kill or defend a man or an animal

To destroy

1) to ruin
2) to break

A mammal

1) animals feeding their babies with milk
2) a human, a dog, a cat are…

Очень часто играем в “Пойми меня”.

Что может быть скучнее грамматического теста? Стараемся и эту часть сделать увлекательной через “контурные рисунки”. Учитель готовит тест по теме, например, пассивный залог. Ученики делятся на 2 группы. Выигравшая команда получает по тесту “5”. Посредине доски на ватмане тест:

1. We … to the party yesterday

a) are invited
b) invited
c) were invited

2. The poem is written … a pencil

a) of
b) with
c) by

3. I shall be asked tomorrow.

a) Future Simple in the Past
b) Future Perfect
c) Future Simple Passive

Рядом – “ключ” для составления рисунка: 1a – 1; b – 2; c – 4; 2a – 6; b – 3; c – 8; 3a – 10; b – 12; c – 5

По обеим сторонам доски с обратной стороны находятся сами бланки для контурных рисунков. Например, по теме “Экология” (+ Пассивный залог), если ученики верно выбирают варианты ответов, у них получается рисунок бабочки. (По теме “Путешествие” – кораблик, по теме “Спорт” – ракетка и т.д.)

Аналогично вместо рисунка команды собирают паззлы (под номерами).

Люблю использовать пантомиму при обучении лексике. Традиционная физминутка в 5-м классе:

1. Big, large – little, small (руками показываю что-то огромное вроде облака – и размер маленького мячика).

2. Long – short (как рыбаки показываю размеры рыбы – и показываю ладонями ограниченный отрезок).

3. Round – square (рука рисует круг – и квадрат).

4. High, tall – low, short (движение “дотянуться до неба” – и показать рост небольшой собаки).

5. Heavy – light (движения “с тяжёлым чемоданом в руке” – и “размахивания лёгкой сумочкой”).

6. Wide – narrow (движения, похожие на “long – short”).

7. Good – bad (поглаживая по голове – грозя пальцем).

8. Fast – slow (движения быстрого бега – и медленной ходьбы).

9. Thick – thin (показываю пальцами руки толщину книги – и тетради).

В течение 3–4 уроков первого года обучения ученики легко запоминают более 20 наиболее распространённых определений.

Использую пантомиму и при изучении предлогов места. Движение руки позволю вам представить самим во время следующей считалочки:

On, in, under,
On, in, under.
At, near, by,
At, near, by.
Next to, beside, against.
In front of, behind,
In front of, behind – above.
On the left, on the right
On the left, on the right – in the middle of.
On the left, on the right
On the left, on the right – between, among.

Большой интерес у ребят вызывает игра “Экстрасенс” при изучении темы “О себе”. Эта игра позволяет отработать тематическую лексику.

Желающий выходит из класса. С группой мы договариваемся, что после определённых ключевых слов по каждому вопросу я буду называть любимый предмет, спорт и хобби опрашиваемого. Ученик заходит в класс. Я говорю ему, что за это время я научила учеников быть экстрасенсами, и они смогут теперь узнать его любимый предмет, хобби, спорт. Ученик на ухо сообщает мне свой любимый предмет, спорт, хобби. Обращаясь к классу, говорю:

– What is his favourite subject? Maths?
– No.
– Literature?
– No.
– Psychology? (ключевое слово)
– No.}
– History?
– Yes.
– What is his favourite sport? Volleyball?
– No.
– Rugby? (ключевое слово)}
– No.
– Basketball?}
– Yes.
– What is his favourite hobby? Drawing?
– No.
– Running?
– No.
– Skiing? (ключевое слово)
– No.
– Computing?
– Yes.

Для развития речевых навыков учащихся использую “Озвучивание мультфильмов”. Делю класс на группы (2 – 3). Даю один отрывок мультфильма, обычно хорошо известного – “Котёнок по имени Гав”, “Вини-Пух” и т.д., и даю задание: придумать свою озвучку.

Элементы рисования активно используются по теме “Дом”. Трое учащихся у доски (по одному человеку соответственно с левой и правой части доски с обратной стороны, один – в центре) рисуют иллюстрацию к прослушиваемому тексту. Например:

“Our house is large. It has 2 floors. There is a garden with flowers in front of the house. There are trees behind the house. In the yard there is a small doghouse. The kitten is sitting at the gate…”

Предлоги по этой же теме отрабатываются по наглядному пособию “с двойным дном”. На постере – изображение комнаты. Возле каждого элемента мебели “окошко”. Учитель сообщает:

“There is a mouse in the house. Try to find it. Guess where it is.”
Children: It is behind the curtain?
Учитель (открывает “окошко”): – No.
Is it on the window sill? – No.
Is it behind the pillow? – Oh, yes. Here it is.

При изучении темы “Лондон” мы играем в “громкое слово”. Ученик выходит из класса. Полкласса должны кричать одновременно с другой половиной класса разные элементы фразы. Ученик должен расслышать это слово.

1-ый ряд

Tower
Westminster

2-ой ряд

Bridge
Abbey…

Учить интересно – значит заражать учащихся творчеством и интересом к предмету.

Людмила Владимировна Петрова,
Гимназия, ст. Ленинградской Краснодарского края