Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №9/2005

METHODS OF TEACHING

Не все дети талантливые, но все способные.

Играйте на уроках, и ваши ученики будут говорить правильно

Скажите, коллеги, в ваших классах есть так называемые слабые ученики? Я имею в виду тех, которые путают did c was и несмотря на неплохой лексический запас говорят “грязно”? Конечно, есть. Они везде есть, но почему-то о них говорить не принято. Такой, знаете, скелет в шкафу.* Большинство учебников уверяет, что в них присутствует некоторая избыточность упражнений – для того чтобы учитель мог выбрать задания, которые подходят для конкретной группы. Все это так, да вот все эти упражнения рассчитаны на “сильных” учеников. А по какому принципу мы делим учеников на “сильных” и “слабых”? Может быть те, которых принято называть “слабыми”, просто нормальные, а те, кого мы называем “сильные”, на самом деле не просто способные, а талантливые? А если так, то зачем нормальных людей называть обидным словом “слабый”? Называя их слабыми, не оправдываем ли мы свое бездействие?

Представьте, что какой-нибудь выдающийся пианист объясняет вам, едва научившемуся играть, как нужно исполнять фугу Баха. Что вы про него подумаете, если после объяснения, даже самого детального, он будет требовать от вас хорошего исполнения этого произведения? Вам не кажется, что мы часто уподобляемся такому музыканту? По сути, владение иностранным языком мало чем отличается от владения музыкальным инструментом. Никому не открою тайны, если скажу, что язык – это не только знания, это прежде всего умения и навыки. И как пианист каждый день должен играть гаммы, так каждый нормальный ребенок, изучающий иностранный язык, должен регулярно упражняться. Конечно, есть талантливые дети, которые и без упражнений говорят правильно, но сейчас речь о детях нормальных.

Вы спросите, почему же учебники не уделяют должного внимания грамматике. Ответ прост: авторы учебников – талантливые люди. Им в свое время “дрил” был не нужен. Вот они и не видят в нем пользы. А учебники хорошие, давайте просто добавим к ним то, чего в них не хватает нормальным детям, а именно: грамматику. И не просто объяснения, а упражнения. Много упражнений. Побольше подстановочных и трансформативных упражнений. Для того чтобы знания грамматики не остались в памяти лишь в виде правил и таблиц, чтобы речь учащихся была грамматически правильной, нужно обеспечить условия многократного употребления речевых образцов. Не бойтесь, это совсем не скучно. Побольше играйте. В играх многократное проговаривание не вызывает усталости. При помощи игр можно закрепить новый материал, а можно и весело повторить пройденное.

Вот два основных правила использования игры на уроках.

Правило первое

Прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она даёт. Игра ради игры – это потерянное время. Преподаватель всегда должен чётко ставить перед собой дидактическую цель. Сообщать её учащимся не нужно. Игра, конечно, имеет и свою, чисто игровую цель. Именно её и поставьте перед учащимися.

Правило второе

Не пытайтесь одной игрой решить две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новые слова. Удовольствие от игры ученики, может, и получат, а вот пользы не будет. Определите, какая у вас главная цель. Её и добивайтесь. Если вам нужно отработать новую грамматическую структуру, то лексика должна быть хорошо знакома. Если вашей задачей в данной игре является запоминание новых слов, то делать это нужно на хорошо усвоенном грамматическом материале.

Где взять время на игры? Его хоть отбавляй. На каждом уроке учитель должен уделить время отдельным ученикам: выслушать пересказ, поработать над произношением и т.д. Пока учитель работает с одним учеником или группой учеников, остальные имеют возможность с пользой поиграть. Особенно эффективны игры, где используются карточки. Ученикам нравится материал, который можно подержать в руках.

Не пожалейте время в начале учебного года. Поиграйте всем классом. Пусть ребята войдут во вкус, пусть научатся играть. А потом, когда у них появятся любимые игры, ваше постоянное присутствие будет необязательным. Можете быть уверены: они сами, лучше вас отследят ход игры. Ваша задача будет сводиться к тому, чтобы раздать материал ученикам.

Одна из любимых игр моих учеников – “Парочки”. Играть можно на каждом уроке, задачи она может решать разные. Предположим, наша задача сегодня – отработка конструкции There is / There are. На большой карточке пишем предложение, которое мы должны отработать. Например: There is … on the table. Подбираем знакомые слова и записываем каждое слово на две отдельные маленькие карточки. Если мы решили использовать 7 слов, то получится 14 карточек. Карточки перемешиваем и выкладываем на парту в беспорядке, изображением вниз.

В игре могут участвовать 2–4 человека. Цель игры – собрать как можно больше парных карточек. Первый игрок открывает любую карточку, читает слово (a toy) и употребляет его в отрабатываемой модели: There is a toy on the table. Он кладет эту карточку изображением вверх, переворачивает любую другую карточку (a book) и строит новое предложение по той же модели: There is a book on the table. Так как ему не удалось вытащить то же слово (a toy), ход переходит к следующему игроку. Желательно непарные карточки возвращать на то же место, тогда легче будет запомнить, где какая лежит. Таким же образом можно отработать другие модели, например:

There are two …s on the table.
Is there … on the table?
There is no … on the table.
There is … on the table, isn’t there?
There were two …s on the table.
Was there … on the table?
There was no … on the table.

Попробуйте поиграть в эту игру. Вы удивитесь, как понравится она вашим ученикам. В чем секрет? В том, что интересно только то, что получается. А здесь все у всех получается, ведь это одно из обычных подстановочных упражнений, которые так бесцеремонно вытеснены из всех учебников. В том, что они очень полезны, вы скоро убедитесь сами. Помимо решения чисто практической задачи, эта игра великолепно развивает память и внимание.

Каждый набор карточек удобно хранить в отдельном конверте. Когда ребята возвращают вам карточки, отмечайте прямо на конверте, кто выполнял это задание. Когда в следующий раз вы будете раздавать конверты с заданиями, вам не нужно будет припоминать, кто что делал.

В каждом классе есть ребята, которые очень быстро справляются с заданиями. Чтобы они не сидели без дела в ожидании, пока освободятся другие карточки, всегда на уроке имейте запас конвертов с заданиями. Таким образом, кто-то выполнит одно задание, а кто-то за это же время успеет справиться с пятью-шестью.

Я рассказала только об одной игре и описала далеко не все ее возможности. Конечно, такая работа в классе потребует от учителя большой предварительной подготовки. Мне хотелось поделиться с коллегами накопленным материалом, и я очень рада, что в издательстве “Экзамен” я нашла единомышленников. Они сразу откликнулись на мое предложение издать серию пособий по грамматике. Так появились комплекты к разным УМК. Все комплекты так и называются: “Грамматика английского языка”. Состоят они из трех компонентов: Сборника упражнений, Книги для родителей и Проверочных работ. Сейчас мы работаем над четвертым компонентом: Книгой для учителя. Эта книга в основном посвящена играм. В нее включены рекомендации по планированию, описание всех игр, все карточки. Учителям останется только разрезать странички на карточки и разложить их по конвертам.

Удачи вам, дорогие коллеги. Пусть ваши “слабые” ученики почувствуют себя способными. Какое это счастье – иметь целый класс способных учеников и никакого скелета в шкафу.

Барашкова Е.А.


* Skeleton in the cupboard – семейная тайна; тайна, тщательно скрываемая от посторонних