Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №46/2002
TEACHERS FORUM

И снова об аттестации

Статья опубликована при поддержке онлайн-школы «Мультиглот». Хотите изучать английский язык но нет времени ездить на занятие к репетиторам? Тогда английский по скайп, это то что вам нужно. Все что нужно это компьютер с выходом в интернет, веб-камера, микрофон и установленное приложение Skype. По удобному для вас расписанию с вами будет индивидуально заниматься профессиональный репетитор по отличной цене! Посетите официальный сайт http://RepetitorOnline.com и ознакомьтесь подробней с этой услугой.

Учитывая огромный интерес к новому проекту аттестации преподавателей (“English” No.4, 2002) и к проблеме аттестации вообще, мы решили еще раз вернуться к обсуждению этой темы.

“Хочу поделиться впечатлениями о своем опыте прохождения аттестации, – рассказывает учитель высшей категории, москвичка Ирина Розова. – Вместе со мной аттестацию в виде собеседования проходили еще трое моих коллег. Наша школа в течение нескольких лет является городской экспериментальной площадкой, и методист у нас бывала настолько часто (и на открытых уроках, и при составлении планов этих уроков, и на проводимых в школе семинарах), что аттестационное собеседование с ней не вызвало у нас ни стресса, ни волнений, которых и так достаточно в нашей работе. Ничего особенно нового о себе на этом собеседовании мы сообщить не могли, так как наши личные и профессиональные качества методисту хорошо известны, тем более, что это именно она посоветовала нам написать заявление на высшую категорию. Собеседование наше превратилось в очень конкретное и конструктивное обсуждение рабочих моментов. Думаю, это было полезнее и продуктивнее, чем если бы мы устроили шоу под названием “Открытый урок”, перед которым я , например, несмотря на свой восемнадцатилетний педагогический опыт, волновалась бы ужасно, хотя давала этих открытых уроков множество.

Новый же проект выводит процедуру присвоения высшей категории практически на уровень защиты кандидатской диссертации. Здесь уж без стрессов не обойдёшься! Только судьбу диссертанта решает целый Ученый Совет, а предварительно еще два официальных оппонента пишут отзывы, а здесь все отдано на откуп одному единственному методисту. Каким же специалистом широкого профиля должен быть этот методист? Или разработчики проекта аттестации предусмотрели открытие новых факультетов для подготовки специалистов, способных в одиночку дать кандидату полную психологическую характеристику, оценить уровень его языковой компетенции и проанализировать адекватность методического подхода?”

Может быть, правда, открыть новый факультет? “Мысль, конечно, интересная, – говорит старший преподаватель Лингвистического Университета Екатерина Александровна Чикина, – но, думаю, что все эти проекты изменения процесса аттестации на первую и высшую категории должны быть отнесены к счастливому времени, когда “высшая категория” будет не просто красиво звучащим словосочетанием, но и хорошо оплачиваемым статусом. Тогда отбор претендентов на этот хорошо оплачиваемый статус должен стать серьёзным квалификационным экзаменом, но отдать право проведения этого экзамена в одни, даже очень чистые методические руки, значит открыть дорогу прямым и завуалированным взяткам. Уж если и сейчас зачастую процесс проведения аттестации превращается в теплые посиделки с методистом за хорошо накрытым столом, то что же будет, когда статус учителя высшей категории будет давать реальные и ощутимые преимущества, а получение его будет теоретически намного сложнее, чем сейчас. К тому же я убеждена, что для объективной оценки уровня учителя необходимо учитывать мнение о нем и учеников, и их родителей. Думаю, что именно они могут объективно оценить уровень его толерантности и креативности, а не пришедший на открытый урок методист. Кстати, о креативности: так уж получилось, что люди творческие и ищущие, особенно те из них, что работают в школе, в карьере своей заинтересованы мало, бумажки писать не любят и доказывать, что они достойны получать больше, тоже не любят. Слава Богу, что у нас до сих пор есть такие учителя, но они-то как раз заявления на разряд не пишут. Так что же, они так и останутся с низшей категорией?”

На мой взгляд, прямым подтверждением этих слов звучит высказывание ещё одной нашей коллеги, Ирины Косяковой, учителя яркого, творческого. “Для меня все эти аттестации с их безумным количеством бумажек, которые нужно было заполнить, были чем-то пугающим и отвлекающим от работы. Если бы не Королёва, (завуч школы, где работает Ирина Косякова )которая просто насела на меня и заставила написать заявление, я бы в жизни этого не сделала”. Поясню: Королёва – это . То есть, если бы не было в этой школе завуча, заинтересованного в росте своих кадров, сидела бы неординарная и творческая Косякова на двенадцатом, а то и на десятом разряде.

И раз существует вероятность подобной ситуации, может быть сделать возможным выдвижение на категорию не только по личному заявлению, но и по представлению администрации, и чтобы заинтересованность в росте кадров у администрации была бы не только моральная, но и материальная.

Не могу не процитировать высказывание на тему аттестации одной из своих коллег, пожелавшей не называть своего имени: “Неужели вы всерьёз думаете, что тем, от кого это зависит, интересно наше мнение?” Может быть, я очень наивна, но думаю, что мнение наше всё-таки интересно тем, кто принимает решения, но чтобы к нам прислушались, нас должны услышать, а для этого мы должны высказаться. Так давайте же выскажемся! И пусть прозвучат мнения не только москвичей. Напишите нам, присылайте сообщения по электронной почте (eng@1september.ru). Мы обязательно вернемся к обсуждению темы учительской аттестации, так же мы планируем обсудить с вами следующие темы:

  • Проблема выбора УМК: отечественные или зарубежные?

  • ЕГЭ по английскому языку: шаг вперед или очередная профанация?

  • От нас требуется “натаскать” учеников на сдачу экзамена или подготовить их к использованию своих знаний в жизни?

  • Школьный английский – достаточно или недостаточно для поступления и обучения в вузе? Слово студентам.

  • В идеальной группе английского языка должно быть максимум 6 или минимум 10 человек?

  • В моей работе мне мешает…

Мы приглашаем всех принять участие в обсуждении этих вопросов. Нам очень интересно ваше мнение. Предлагайте новые темы для обсуждения. Пишите нам. Ждём!

Наталья Федотова