Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №42/2002
METHODS OF TEACHING

Технология метода проектов как связующее звено уроков английского языка и информатики

Статья опубликована при поддержке бюро переводов «Дружба Народов». Нужен качественный и недорогой перевод? Обратитесь в бюро переводов «Дружба Народов». Специалисты бюро работают более чем с 200 языков, обеспечивая перевод технической, медицинской и юридической документации. Нужен устный переводчик для переговоров с зарубежным партнером? Тогда вы по адресу! Посетите официальный сайт бюро www.DruzhbaNarodov.com.ua/ и ознакомьтесь со списком предоставляемых услуг.

Технология метода проектов подразумевает выполнение учащимися большого объема работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, в частности, в процессе поиска, обработки и использования информации. В ходе выполнения ряда проектных тем, предлагаемых серией учебников английского языка В.Н. Богородицкой и Л.В. Хрусталевой для школ с углубленным изучением английского языка (Богородицкая В.Н., Хрусталева Л.В. Учебник английского языка: для VIII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. 3-е издание, М.: 1999, 224с.: илл.), представляется возможность реализации межпредметных связей на уроках английского языка и информатики, начиная с восьмого класса. В настоящей статье приводятся примеры осуществления таких связей с использованием технологии метода проектов на некоторых этапах работы по теме “A Treasure House of Information”, связанной с чтением книг и читательскими интересами.

Так на этапе проведения интервью с целью выяснения читательских предпочтений и причин их обусловливающих, работа начинается на уроках английского языка с составления анкеты на основе предлагаемого в учебнике образца. Вопросы анкеты подбираются таким образом, чтобы ответы учащихся на них отразили читательские интересы и предпочтения в классе (группе), например:

Questionnaire

Q. Why do you read?

A.
a) for information
b) for fun
c) to while away the time
d) to improve my language skills

Q. What kind of books do you like to read?

A.
a) romance
b) thriller
c) history
d) adventure
e) modern novel
f) classic
g) science fiction
h) humour
i) religion
j) gardening
k) travel
l) sport
m) business
n) education

Q. Where do you get books?

A.
a) from the school library
b) from the district library
c) from friends
d) from shops

Q. Do you think you can do without any library at all?

A.
a) I can. I’ve got a lot of books at home.
b) I can. I’ve got a lot of books at home and at my friends’.
c) I can. Internet information is quite sufficient for me.
d) I can’t. My home library is not very rich, neither is my friends’ and I have no computer either.

Q. How often do you read for pleasure?

A.
a) every day
b) at weekends
c) on holidays
d) as soon as I have free time
e) hardly ever

Затем, работая небольшими группами и переходя из одной в другую, учащиеся проводят интервью по составленной анкете.

Далее работа по проекту проводится на уроке информатики. Цель этого проекта, исходя из задач курса информатики, научить учащихся, используя электронную таблицу, создать среду для обработки результатов анкетирования и построения графиков и диаграмм.

К началу работы над данным проектом учащиеся уже знакомы с операционной средой Windows и имеют навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word, а также имеют представление об электронной таблице Excel. В процессе обработки числовых данных, полученных в результате анкетирования на уроке английского языка, учащиеся используют знания о работе Мастера функций и Мастера диаграмм в электронной таблице Excel. Учащиеся имеют возможность освоить принцип работы электронной таблицы, имея дело не с абстрактными упражнениями из учебника, а при решении конкретной, интересной для них задачи.

На уроке информатики каждый ученик выполняет обязательную для всех часть работы: заполнение созданной на предыдущих уроках таблицы исходными данными, числами “1” и “0”, которые соответствуют ответам учащихся “yes” “no” при опросе относительно читательских симпатий. Для выполнения расчетной части группа делится на подгруппы по 2 человека, и каждая подгруппа решает поставленную конкретную задачу. На основании полученных исходных данных вычисляются следующие производные величины:

  • количество учеников, предпочитающих данный жанр литературы;

  • количество девочек, предпочитающих данный жанр литературы;

  • количество мальчиков, предпочитающих данный жанр литературы.

Поставленная задача решается с помощью приложения Microsoft Excel. Учащиеся используют в дальнейшей работе таблицу, созданную на предыдущих уроках информатики. В ячейку H3 нужно поместить сумму всех ответов по данному типу литературы, т.е. B3+C3+D3+E3+F3+G3. Для этого можно воспользоваться Мастером функций, однако, для сложения нескольких, да к тому же рядом расположенных величин, удобнее использовать функцию автосуммирования. Находясь в ячейке H3, достаточно щелкнуть по значку ? (автосумма) на стандартной панели инструментов – в ячейку H3 сразу впишется нужная функция, и даже будет указан аргумент в виде предполагаемой области, обведенной пунктирной рамкой. Для согласия нужно нажать <Enter>. В ячейки H4-H16 нужно ввести аналогичные формулы. Нет необходимости вводить формулу в каждую ячейку столбца, можно распространить уже введенную в ячейку H3 формулу. Для этого выделить крайнюю ячейку с формулой, подвести указатель мыши к маркеру заполнения и распространить формулу вниз по столбцу, удерживая левую клавишу. В этом случае все ссылки в формуле смещаются одновременно со смещением самой формулы.

Для выполнения расчетной части таблицы о читательских предпочтениях девочек и мальчиков, т.е. для заполнения столбцов I и J соответственно, используется Мастер функций.

Выделив ячейку I3 (определим предпочтения девочек по данному виду литературы), следует запускать Мастер функций, в появившемся диалоговом окне выбирать функцию СУММ. Если диалоговое окно загораживает часть таблицы, его можно временно отодвинуть в сторону. В поле “число 1” вводится адрес ячейки B3, для этого достаточно выделить мышью нужную ячейку таблицы, в поле “число 2” вводится адрес ячейки D3 и т.д., т.е. используются только ячейки из столбцов с именами девочек. Формула из ячейки I3 распространяется по всему столбцу I с помощью маркера заполнения. Аналогичная работа выполняется для вычисления значений столбца J.

В итоге получается таблица (Рис.1), содержащая большое количество числовых данных. И хотя они упорядочены по строкам и столбцам, оценить их довольно трудно. Для анализа числовых данных используют их представление в виде графиков и диаграмм.

Рис. 1. Вид рабочего листа готовой таблицы.

Рис. 1. Вид рабочего листа готовой таблицы.

Каждая группа учащихся на основании своей расчетной части выбирает и строит подходящий тип диаграммы. Для этого используется Мастер диаграмм. При построении диаграмм ячейки, в которых записано значение “0”, могут не учитываться, при этом важно обратить внимание учащихся на возможность построения диаграмм и графиков для данных, находящихся в несмежных столбцах, для их выделения используется клавиша <Ctrl>.

В итоге получаются следующие диаграммы:

Рис. 2 Читательские предпочтения учащихся

Рис. 2 Читательские предпочтения учащихся
Рис. 3 Читательские предпочтения девочек.
Рис. 3 Читательские предпочтения девочек.

Рис. 4 Читательские предпочтения мальчиков.

Рис. 4 Читательские предпочтения мальчиков.

С полученными диаграммами и таблицей учащиеся ведут обсуждение результатов на уроке английского языка, завершающееся дома написанием выводов, где предлагается использовать следующие клише, слова и выражения:

all the children
a lot of
few(er)
most (of)
none (of)
half (of)

to like
to enjoy
to be interested in
to display (no) interest about
to be keen on
to be popular with/among

Допускается использовать в анализе конкретные цифры вместо обобщающих most, few(er) и т.п. Как результат выполнения домашнего задания получается, например, такой статистический анализ:

At our last English lesson I interviewed my classmates about their reading preferences and here is a summary of the findings.

All the children interviewed enjoy reading adventure books. Most of them, especially boys, like science fiction. A lot of girls are interested in books on religion, whereas boys display no interest them. Thrillers, history and sports are as popular with the boys as adventure and science fiction. Fewer boys and none of the girls read books on business. The girls aren’t keen on sport books either. No boys display interest in romance novels, modern novels, classics, humour, gardening, travel or education. Romance novels, thrillers, history, modern novels, humour, gardening, travel and education are equally popular with the girls. So we can come to the conclusion that adventure books are among the favourites in the group.

После проверки учителем английского языка учащиеся берут свои выводы на урок информатики, где с помощью программы редактора текстов Word создают на английском языке документ, включающий текст, таблицу и диаграмму (подготовленные в приложении Excel). Наиболее удачные работы могут быть помещены в стенгазету, работа над которой является завершающим этапом в этом проекте наряду с созданием компьютерных документов, которые могут быть скопированы каждым учеником и показаны родителям или друзьям.

Аналогично может быть проведена и работа над другими проектами, например, по темам: “Пресса”, “Телевидение”, “Увлечения в свободное время”, “Личные качества” с использованием созданной в Excel среды для обработки результатов анкетирования, построения диаграмм, наглядно демонстрирующих полученные выводы. В зависимости от темы возможно также создание и оформление полученных выводов с помощью редактора текстов Word.

Таким образом, на наш взгляд, современные информационные технологии становятся доступными для использования учителем английского языка в сотрудничестве с учителем информатики, т.е. реализуется так называемая модель “двух учителей”. В ней информационная технология, которая будет применяться на уроках английского языка, изучается на уроках информатики, но с участием двух учителей – английского языка и информатики. При этом основным является учитель информатики, а учитель английского языка обучается применению компьютера в условиях, когда рядом с ним коллега, – квалифицированный специалист в области информатики. После этого данная технология применяется на уроке английского языка, и ведущую роль уже играет учитель английского языка, а учитель информатики изучает возможности применения информационной компьютерной технологии на уроке английского языка.

Е.Н. КУЗЕВАНОВА,
учитель английского языка,
С.С. ПАХОМОВА,
учитель информатики,
сш № 1017, г. Москва