Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №15/2001

Встреча с идеалом

Чтобы увидеть его, нужно пройти всю анфиладу комнат здания Старого Эрмитажа, подготовленных в свое время архитектором Андреем Штакеншнейдером как жилые для царской семьи. Правда, сейчас их назначение совсем иное - в них представлена коллекция замечательных произведений итальянских художников XIII - XV веков, которыми можно на-слаждаться часами. Но сегодня наш путь лежит дальше - к высокому, просторному парадному залу. И вот он перед нами: розовые и зеленые тона простенков, синева лазуритовых вставок на белых каррарского мрамора каминах, украшенных мозаичными картинами и колоннами красно-зеленой ленточной яшмы; по верху стен - три живописных панно кисти венецианского художника Ж.-Б.Падованини, еще четыре панно, меньших размеров выполнены академиком живописи Федором Бруни; завершают декор черно-красные двери с бронзовым орнаментом и набором из черепахового панциря и меди...

Этот роскошный зал, созданный в духе французского барокко XVII века, уже сам по себе произведение искусства. Но не своим великолепием манит он гостей Государственного Эрмитажа. Взгляды всех его посетителей приковывают к себе две картины на щитах, стоящих возле окон на некотором отдалении друг от друга. Несмотря на небольшой размер, две самые драгоценные жемчужины эрмитажного собрания итальянской живописи не теряются в зале - настолько мощный заряд творческой энергии, мысли и вдохновения вложил в них великий мастер. Не случайно и зал носит его имя - имя гениального художника Леонардо да Винчи.

В 70-х годах двадцатого столетия ленин-градские кинодокументалисты сняли здесь короткометражный фильм. Он рассказывал не об изысканном интерьере зала, нет. Незаметно пристроившись в сторонке, оператор скрытой камерой фиксировал крупным планом только глаза и лица людей, смотревших на картину "Мадонна Литта". В той документальной ленте не было произнесено ни единого слова, но она поведала нам о наших современниках несоизмеримо больше многих эпических полотен. Потрясенные увиденным на киноэкране, мы, зрители, как будто впервые узнали и поняли их. Такие думающие глаза и такие прекрасные лица мог бы изобразить разве что сам Леонардо да Винчи.

Впрочем, он и изобразил...

Какие они разные, эти две его мадонны - "Мадонна с цветком" ("Мадонна Бенуа") и "Мадонна Литта". Первая - юная прелестная флорентийка. Она весело смотрит на своего ребенка, который тянется к цветку в ее руке. Настроение играющей с младенцем мадонны, его упорное старание схватить лепесток цветка переданы художником столь выразительно, что, глядя на эту сцену игры, невольно включаешься в нее, приобщаясь к светлой материнской радости.

"Мадонна с цветком" - едва ли не наиболее ранняя среди известных ныне картин Леонардо. Последними ее владельцами были члены знаменитой семьи Бенуа, сыгравшей огромную роль в истории русской культуры. Чьим творением обладают, они не подозревали. Честь открытия имени автора принадлежит директору картинной галереи Эрмитажа Эрнесту Карловичу Липгарту, впервые опознавшему ее как юношеское произведение Леонардо да Винчи. Эта сенсация произошла во время выставки картин из частных коллекций, организованной журналом "Старые годы" в 1908 году. Далеко не все согласились с мнением Липгарта. Авторство Леонардо многими подвергалось сомнению. Но скептики были посрамлены, когда выяснилось, что несколько подготовительных рисунков художника к этой картине хранит у себя Британский музей.

Второй из эрмитажных шедевров - "Мадонна Литта" - по общему признанию, одна из совершеннейших живописных композиций XV века. Известно, что в 1543 году "Мадонна Литта" (под названием "Святое семейство") находилась в галерее Кантарини в Венеции. Затем, переменив нескольких владельцев, она с конца XVIII века была в коллекции семьи герцога Литта, у которой Эрмитаж и приобрел ее в 1865 году.

"Мадонна Литта" покоряет с первого взгляда. В ней Леонардо да Винчи стремился передать черты идеально прекрасного человека, его внут-реннюю гармонию и красоту.

Голова мадонны повернута почти в профиль; на темном фоне стены отчетливо виден ясный и чистый контур лица и фигуры. Лицо озарено мягким светом. Мы почти не видим глаз мадонны, но ощущаем ее ласковый взгляд, обращенный к младенцу. Она смотрит на него с легкой, едва заметной улыбкой, в которой светятся и счастье материнства, и грусть. Вот она, таинственная улыбка героинь Леонардо да Винчи - едва возникшая, едва намеченная и такая выразительная! В ней неуловимая загадка, за которой таятся глубокие мысли художника о человеке, о его сложных и противоречивых чувствах.